Как пройти адаптацию в детском саду

Началось лето, но, несмотря на все радости погоды, многие родители переживают из-за грядущего сложного этапа в жизни ребенка: впереди детский сад, в который нужно будет впервые привести своего сына или дочь. Кажется, еще совсем недавно этот крошечный комочек лежал в коляске, а сейчас он уже вовсю бегает по двору, лазает по лестнице, шалит и проказничает. У любого взрослого наверняка в этот период возникает множество сомнений и вопросов: «Как ребенок отреагирует на поход в детский сад? Какова будет его реакция? Как быстро он адаптируется? Сможет ли он найти общий язык с другими детьми? Как мы с этим справимся?». В данной статье мы попытаемся дать некоторые рекомендации родителям, чтобы облегчить первые, самые сложные недели адаптации ребенка в коллективе за пределами домашнего очага.

Начнем с того, что конкретно с 1 сентября детей обычно не запускают в группу всех сразу. Каждый день добавляется по 3 – 4 человека. Такой способ помогает детям более спокойно перенести первые дни в саду, а воспитателям – проще проследить за маленьким количеством новых детей, а не за толпой напуганный детей.

Чтобы ребенок спокойнее отнесся к тому, что теперь он не будет иметь возможности проводить с родителями целый день, можно отводить его в детский сад на пару часов утром. За это время он успеет съесть свой завтрак и поиграть с другими детьми. Не следует кормить ребенка дома, пускай он привыкает кушать в саду. При этом важно сообщить в детский сад о существующих аллергических реакциях на некоторые продукты, поскольку если этого не сделать, то детсадовская пища может доставлять дискомфорт ребенку, а он это в итоге свяжет напрямую с детским садом («я туда не пойду – у меня от сада живот болит / появляется сыпь и т.п.»).

После того, как малыш немного освоится, его можно будет оставить до сна (до 12.30 – 13.00). До этого времени ребенок успеет позавтракать, поиграть в группе, погулять и пообедать. Не стоит волноваться, если он станет отказываться от еды, поскольку ему нужно время, чтобы освоиться.

detskiy-sad-1

Следующий этап – оставлять ребенка на сон (до 16 часов). Скорее всего, он не будет засыпать, так как не привык к тому, что мамы рядом нет. Но это все – адаптационный период, который в скором времени пройдет.

Безусловно, первые недели ребенок может плакать, но несмотря на то, что очень трудно будет уходить от плачущего малыша, взрослым нужно прежде всего успокоиться самим, потому что дети очень хорошо чувствуют их неуверенность. Вообще, в точности предугадать поведение каждого конкретного ребенка очень сложно, оно зависит от того, к какой группе с точки зрения сложности адаптации он относится. Давайте разберем каждую в отдельности.

Первая группа – трудная адаптация

Это дети, приспосабливающиеся к детскому саду (как, впрочем, и к другим коллективам) хуже и тяжелее всех. У таких детей часто наблюдаются нервные срывы и болезни. Это тяжело как для ребенка с родителями, так и для воспитателя.

Такие дети не идут на контакт. Они начинают замыкаться в себе, могут сидеть где-то в углу подальше от всех, не играть, ни с кем не общаться. Они эмоционально очень подавлены, встревожены, угнетены. В таком случае от родителей требуется максимум внимания, а от специалистов детского сада – помощь в саду и профессиональные рекомендации для дома.

Для детей данной категории в период адаптации присуща агрессия. Дети могут кусаться, царапаться, драться, падать на пол, кидаться игрушками. Также это все может сопровождаться как хныканьем, так и продолжительным плачем.

Вторая группа – умеренная степень адаптации

Дети с умеренной адаптацией плачут, но чаще это бывает «за компанию». Нервных срывов у них нет, но они, например, часто болеют из-за контакта с другими детьми. В первые минуты нахождения ребенка в группе он может быть скованным, но со временем он постепенно привыкнет к незнакомой ситуации и начнет играть, контактировать с воспитателем и остальными детьми.

Третья группа – легкая адаптация

К самой беспроблемной группе относятся дети с легкой адаптацией. Эти детишки ходят в сад без особых негативных эмоций, часто даже с желанием. Они легко привыкают к новой обстановке, общаются с воспитателями и всей группой, могут даже пообщаться с родителями других детей. Кроме того, обычно они не скучают, так как всегда находят, чем себя занять.

Каждый ребенок ведет себя в саду по-разному. Кому-то нужна всего одна неделя, а кому-то не хватит и месяца. Как долго будет продолжаться этот период, зависит от различных причин, среди которых будет и характер малыша, и его самочувствие, и обстановка в семье. Немаловажным является и то, насколько готовы сами родители к этому нелегкому периоду. Очень трудно детям, не отличающимся особой скоростью, их постоянно подгоняют, ругают. Они отстают от остальных, не успевают быстро собраться, одеться, поесть.

Кроме того, нужно учесть фактор страха. Страх является основным фактором, отталкивающим детей от детского сада. В первое время они во всем видят угрозу, незнакомые люди и новое помещение пугают их, а их главный страх – «мама куда-то уходит». Малыш очень волнуется, когда вы ведете его в группу. «Кто эти люди? Почему мама уходит? Она вернется? Что я буду делать без нее?» — эти и другие ужасные мысли постоянно крутятся в его голове. Конечно же, все новое пугает, поэтому к такой обстановке нужно привыкать постепенно. Вы должны всей семьей полностью поддерживать ребенка, подбадривать его и во всем помогать.

detskiy-sad-3

Чтобы облегчить пребывание в саду, можно заранее подготовить к этому малыша. Во-первых, следует заранее узнать режим работы детского сада и придерживаться его дома. Во-вторых, нужно объяснить ребенку, что он уже большой, поэтому одеваться ему нужно самому. В-третьих, ребенку стоит научиться выражать свои желания, чтобы он мог в случае чего объясниться как с воспитателем, так и с другими детьми. Окружите его заботой и положительными эмоциями, будьте терпеливы к его капризам. Возможно, малышу в детском саду будет спокойнее, если он возьмет с собой любимую игрушку. После того, как вы забрали ребенка, по пути домой задавайте ему вопросы о прошедшем дне, что он кушал, чем занимался, с кем играл. Отрицательные моменты лучше опускать, чтобы лишний раз не беспокоить карапуза.

Если вы стали замечать, что у ребенка появились трудности с приспособлением, пообщайтесь с воспитателями, попросите их уделять ему чуть больше внимания, подбадривать его, когда он в чем-то не уверен. А для того, чтобы данный период адаптации прошел для ребенка менее сложно, придерживайтесь наших рекомендаций.

Если появляются проблемы, которые невозможно решить своими силами, то следует обратиться к психологу. Он обязательно Вас выслушает и расскажет, как облегчить адаптационный период и снять напряжение ребенка.

Избегайте негативных моментов в адаптационный период. Уложите его спать пораньше, а с утра не будите его резкими звуками и движениями. Будет лучше, если он сам проснется, но если этого не происходит, то будите его тихими и ласковыми словами минут на 10 раньше, чтобы он смог еще понежиться в родной кроватке.

Следует помнить, что не следует отдавать ребенка в детский сад раньше времени, так как это создаст для маленького ребенка слишком большой стресс. Вообще это очень индивидуально, но для большинства детей самым оптимальным возрастом являются 3 года и старше. Если отдать ребенка, например, в 2 года, то это отразится на его психологическом состоянии, так как он еще не готов расстаться с матерью. Кроме того, возможно снижение качества приобретаемых навыков и умений, а также тормозится развитие. К 3 – 4 годам дети начинают играть вдвоем, а затем группой, у них появляются первые друзья, но если отдать ребенка раньше, то можно нарушить его коммуникативные навыки.

В итоге хотелось бы отметить, что по проведенным исследованиям экспертов в области психологии и педиатрии средний срок, за который ребенок может адаптироваться в ДОУ, составляет: в яслях – от 7 до 10 дней; в младшей и средней группе – 2 – 3 недели, в старшем дошкольном возрасте – до 1 месяца. Можно взять эти сроки в качестве ориентиров и отслеживать срок адаптации своего ребенка. При этом не стоит забывать, что каждый ребенок – это отдельная личность со своими особенностями, которые необходимо учитывать при адаптации в его самом первом в жизни коллективе – группе детского сада.

detskiy-sad-2