Как пройти адаптацию к школе?

В одной из наших предыдущих статей мы рассмотрели процесс адаптации ребенка в детском саду, а также сложности, с этим связанные. Однако время детского сада пролетает незаметно, и вот вы стоите на пороге школы. Ребенок, возможно, тоже ждал этого дня, но не думайте, что первоклассники легко проходят адаптацию к школе. Приподнятое эмоциональное состояние может смениться через несколько дней на тревожное, а сам ребенок – замкнуться в себе или начать капризничать.

school-1

Почему детям сложно адаптироваться к школе?

Прежде всего, необходимо время, чтобы ребенок привык к новым правилам и распорядку дня. Адаптационный период может проходить как пару недель, так и полгода. Дети, которые быстро адаптируются, испытывают сложности только в понимании, освоении новых правил и норм поведения, а тем, которым нужно около полугода, имеют большое количество проблем, они не воспринимают замечаний преподавателя, балуются, говорят на уроках с одноклассниками, хулиганят.

Сложности, связанные с адаптацией, возникают потому, что ребенку приходится изменять с годами устоявшуюся модель поведения, ведь у него появляются обязанности. Появляется понимание, что больше нельзя тратить своё время как раньше на игры и развлечения, а необходимо придерживаться правил и дисциплины.

Итак, по аналогии с категориями предыдущей статьи, давайте разделим детей по видам адаптации к школе:

  1. Ребенок негативно высказывается о школе, ему плохо дается учебный материал. На уроках ведет себя плохо. Может позволить себе играться, разговаривать, шуметь. Не выполняет домашние задания, зачастую пассивен. Наблюдаются заболевания из-за нервного состояния.
  2. Ребенок усваивает школьный материал, но предпочитает ограничиться лишь интересующими его темами и предметами. Он более-менее усердно делает уроки, дружит с большинством людей в классе.
  3. Ребенку комфортно в школе, он быстро обзаводится большим количеством друзей и знакомых, с интересом выполняет все уроки, эмоционально стабилен. На уроках ведет себя послушно, придерживается правил дисциплины.

Чем взрослые могут помочь ребенку в адаптации?

school-3

К наиболее важным факторам можно отнести поддержку со стороны семьи. Чем больше родители и другие старшие члены семьи будут поддерживать, хвалить и проявлять интерес к успехам в школьной жизни ребенка, тем проще для него будет освоиться.

Не ругайте ребенка из-за того, что он долго шел из школы домой, за частые звонки от друзей «просто чтобы поболтать», за чрезмерно большое (на ваш взгляд) время, проведенное на прогулках. Не забывайте, что в это время состоявшийся первоклашка занимает свою нишу в классе, ищет своё место в новом коллективе. Не упрекайте его, а наоборот, помогите ему в этом! От того, какую ячейку в классе займет ребенок при начальном распределении социальных ролей, зависит все его дальнейшее обучение в школе. Помните, насколько тяжело было скинуть клеймо «жадины» или «ботана»? У него могут появиться много трудностей в подростковом периоде из-за того, что вы когда-то не дали ему показать себя на должном уровне.

Постарайтесь, чтоб ребенок был окружен только положительными эмоциями. Его нужно поощрять, хвалить, одобрять, целовать, проявлять ласку, улыбаться ему, сочувствовать, восхищаться им, делать сюрпризы и дарить символические подарки. Ни в коем случае не следует применять к нему унижение, физическую силу, упреки и т.п. Ребенку сейчас трудно, а своим негативом вы только усугубите ситуацию.

Рекомендуем в период адаптации ребенка к школе придерживаться несложных правил:

  1. Спокойно разбудите ребенка утром. Будет здорово, если он проснется от вашего нежного голоса, а ваша улыбка будет первым, что он увидит с утра.
  2. Обязательно пожелайте ему хорошего дня и скажите пару приятных слов во время проводов в школу.
  3. Когда ребенок вернулся из школы (или же когда вы его забираете), не нужно первым делом задавать вопрос: «Какие оценки получил?». Предоставьте ему возможность расслабиться и отдохнуть.
  4. Если вдруг ребенок, вернувшись из школы, окажется грустным и не хочет что-либо говорить, не давите на него своими вопросами. Он сам всё расскажет, когда отдохнет и будет готов к этому.
  5. Если ребенок получил замечание в дневник от преподавателя, не начинайте его сразу ругать и упрекать. Выясните, почему так произошло.
  6. Не настаивайте на выполнении домашней работы сразу же как он пришел домой. Минимум два часа он должен отдохнуть.
  7. Когда ребенок делает уроки, не нужно настаивать сделать сразу всё. Уроки следует делать по 20 – 30 минут с 10 – 15 минутными перерывами, чтобы он не засиживался, не раздражался и мог спокойно думать.
  8. Не мешайте, когда ребенок делает домашнее задание, дайте ему показать свою самостоятельность. Он сам позовет, если у него возникнет необходимость в вашей помощи.
  9. Каждый день у вас должно быть хотя бы полчаса свободного времени, чтобы полностью посвятить их своему ребенку. В это время можно погулять, побаловаться или, например, поиграть в настольные игры.
  10. Обязательно следите за тем, чтоб ребенок не переутомлялся.

school-4

Чтобы ребенок осознавал, что в его жизни наступили перемены, нужно вместе покупать канцелярские принадлежности, тетради, краски, пластилин. Помогите оформить его рабочий стол должным образом. Дайте ему проявить самостоятельность в укладывании портфеля, уборке игрушек или, например, подготовке спортивного костюма и кроссовок для физкультуры. Очень важно постоянно прививать ребенку трудолюбие.

Чтобы адаптация первоклассников к школе проходила быстрее и легче, родителям стоит всячески помогать маленьким школьникам и оказывать им поддержку, создавать все необходимые условия для обучения и проживания. Будет полезно проводить больше времени на улице, на свежем воздухе. Выходите в парк, на семейный пикник, организуйте досуг ребенка таким образом, чтобы компенсировать длительное нахождение за партой. Поскольку в данный период ребенок эмоционально очень нагружен и встревожен, то физические нагрузки являются самым важным способом его разгрузить. В этом может помочь любая спортивная секция, бассейн, катание на велосипеде, роликах, коньках или просто игра в мяч во дворе. Дети младшего школьного возраста должны быть в активном движении не мене 2 – 3 часов в день. Отличным вариантом будет пешая прогулка до школы и обратно.

Не следует забывать о том, чтобы в этот период и дальше у ребенка был сон достаточной продолжительности. Если ребенок выспится, то утро он встретит в хорошем настроении. Если вдруг он будет выглядеть хмуро или вяло утром, то значит, что ему мало времени отведено на сон. Невыспавшийся и уставший ребенок будет «досыпать» недостающее время как минимум на первых двух уроках. Понятно, что об усвоении школьного материала при таких обстоятельствах речи идти не может.

Придерживайтесь нескольких простых правил, чтобы поддерживать настроение своего первоклассника в отличном состоянии.

  1. Если ребенок привык спать днём, то укладывайте его после обеда в кровать.
  2. Первоклассникам необходимо спать примерно по 11 часов в сутки. Проследите, чтобы он укладывался не позже 9 часов вечера.
  3. Старайтесь, чтобы ребенок не играл в шумные или компьютерные игры перед сном, потому что уложить его будет весьма трудно. Хорошая добрая книга – лучшее занятие перед сном.
  4. Перед сном делайте ребенку расслабляющий массаж, предлагайте принять теплый душ или ванну. Также весьма хорошее средство для расслабления – это выпитая перед сном чашка теплого молока. Порой, эта привычка остается с детства и у некоторых взрослых.
  5. Организуйте процесс сборов в школу так, чтобы у ребенка было предостаточно времени на сборы. Он не должен спешить и нервничать, ему нужно спокойно привести себя в порядок, съесть свой завтрак и настроить себя на продуктивный рабочий день.

Ребенок перестал болеть, его эмоции стабильны, наладились работоспособность с успеваемостью? Он успешно выполняет социальные функции, соответствующие его возрасту? Поздравляем – ребенок успешно адаптировался к условиям школы!