Как воспитать мужчину: единоборства

Сегодня мы хотели бы поразмышлять на тему, что дает ребенку посещение школы. Умение считать, читать и писать? Конечно! Знания географии, истории? Безусловно! Но куда более серьезный вклад в развитие ребенка она делает, обучая его правилам поведения в коллективе, социализации. Нужно понимать, что задачей школьных учителей вовсе не является научить ребенка общаться в коллективе. Они должны учить наукам – математике, чтению, истории и прочим, и вовсе не должны учить детей общению. А оно, безусловно, является одним из важнейших навыков человека.

Общение в школе

Само общение происходит на школьных переменах, в столовых и даже туалетах – в тех местах, где часто учителя просто не могут уследить за детьми. Собственно, у них и нет такой задачи. Факт, что в детском коллективе между детьми складываются очень разные отношения, далеко не всегда идеальные. Схема, в целом, в большинстве случаев похожа: с одной стороны, выделяется лидер, который окружает себя группой поддерживающих его ребят, а с другой – объект насмешек и злых шуток, остающийся в одиночестве. Возможны вариации – несколько лидеров, которые борются между собой за превосходство друг над другом, несколько объектов насмешек, положению которых не позавидуешь. В последнее время все чаще такая схема становится применимой и к девочкам, и там – уже со всей полнотой женских эмоций.

fighting_1

Данная иерархия формируется в первые недели посещения детей школы, поэтому задача родителей – помочь ребенку в процессе адаптации к школе, чтобы ребенок смог занять достойное место в коллективе. Но может произойти так, что дети, не справляясь под тяжестью родительских ожиданий, начинают скрывать от родителей свой истинный статус в классе. Да, он может говорить родителям, что дела в школе идут отлично, у него много друзей, что его хвалят учителя и уважают одноклассники. Но фактически школа может оказываться для него адом, в котором он получает свою порцию унижения, издевательств и побоев со стороны сверстников.

Как быть в такой ситуации родителям? Ясно, что они не будут ходить с ребенком в школу и следить за тем, чтобы в классе и на переменах никто не обижал их чадо, отбирая игрушки (а в более старшем возрасте – более ценные вещи и деньги), а в столовой – булочки и пирожные. Более того, если только родители узнают о том, что их ребенок имеет такого рода проблемы, масштабы бедствия становятся настолько огромными, что адаптация ребенка в школьном коллективе (а то и за его пределами, выходя за рамки класса и школы) становится совершенно невозможной: ребенок становится «ябедой», «стукачом», «маменькиным сынком», с ним никто не хочет общаться, поскольку в этом случае его будут считать таким же.

fighting_2

Такая ситуация не может не сказаться на внутреннем состоянии ребенка. Он начинает искать себе оправдания типа «да, я слабак/толстяк/хиляк, я не могу с ними ничего поделать» и, что самое страшное – начинает в это верить, что обязательно найдет свое отражение во взрослой жизни. На самом же деле причина совершенно не в его физических данных (их можно существенно улучшить с помощью физических упражнений и занятий на турнике), а в его нерешительности и непонимании момента, когда нужно ответить на оскорбления или дать физический отпор на насилие. Это очень непросто для ребенка, который воспитывается в любви, ведь он считает, что забравший его игрушку мальчик обязательно отдаст ее, а толкнувший крепыш – просто играется. И они сейчас просто пошутят и перестанут. Но практика показывает, что не перестают, и наоборот, такой беззащитный и нерешительный ребенок будет только притягивать таких вот «шутников».

Другая причина может заключаться в том, что родители (а зачастую – бабушки или дедушки, которые не поспевают за детьми на площадке) в возрасте 3 – 5 лет внушили ребенку, что «драться – плохо», «нельзя драться!», возведя мощный психологический барьер, который он не может преодолеть в ситуации, когда нужно дать отпор обидчику.

Что происходит в итоге? А то, что парень вырастает, но он в свое время, в начальных классах школы, не научился решительно словом и делом защищать свои интересы, он не научился защищать себя. Он не понял, что реальная жизнь – это не постоянная материнская ласка и вкусные пирожные. Он не может понять того, что родители не будут всю жизнь ему во всем помогать и что ему нужно самому принимать волевые решения и включаться в борьбу с себе подобными. Жизнь мужчины – это своего рода состязание с такими же парнями в условиях постоянно меняющихся правил, и состязаться в таких условиях следует обязательно выучиться. И обучение вот этой самой науке – занять высокое положение в коллективе, добиться уважения и авторитета среди сверстников – происходит именно на начальном этапе социализации, в школьном возрасте. Но в самом начале статьи мы обратили внимание, что школа не должна учить этому, она учит наукам и, в целом, справляется с этой задачей. Кто же тогда заинтересован в том, чтобы социализация ребенка прошла успешно? Ответ на поверхности: это не нужно никому, кроме самого ребенка и его родителей.

А что же могут сделать родители, чтобы научить ребенка постоять за себя, привить лидерские качества, преодолевать трудности? Как сделать внутри ребенка стержень, который поможет ему соперничать на равных со сверстниками и превзойти их? На помощь нам приходит спорт, но не шахматы (при всем уважении к данной многовековой игре), а спорт агрессивный – единоборства.

fighting_3

Давайте разберемся с ними.

  1. Удары или борьба?

Очень часто выбор начинается с определения направления, в котором будет развиваться юный боец. Что лучше – вольная борьба или бокс? Дзюдо или карате? Самбо или кикбоксинг? На этот счет есть один извечный вопрос: если на ринг друг против друга выйдут борец и боксер, кто в этом случае победит? Распространенное мнение, что будет ничья, т.к. боксер побоится подходить к борцу ближе вытянутой руки, т.к. тот его может скрутить, а борец не сможет подойти к боксеру, т.к. тот его достанет ударом, как только он приблизится.

На самом же деле здесь все зависит от людей, от их уровня натренированности, как много и насколько жестко они работали в спарринге, сколько поединков у них за плечами. Таким образом, важно то, насколько сам человек был дисциплинированным и требовательным по отношению к себе. И когда перед родителями встает вопрос, отдавать ли ребенка бить или бороться, нужно попробовать и то, и другое. В жизни и уличных драках одинаково пригодится и бокс, и борьба, а вот насколько предрасположен ребенок к тому или иному направлению – это большой вопрос. Так, у одного будут более развиты и развиваемы ударные навыки, а у другого – качества, больше подходящие борцам.

Кроме того, важно, насколько одно или другое направление будет нравиться ребенку, где он будет чувствовать себя более комфортно и где у него будет сильнее мотивация. Дисциплина, усердие и требовательность к самому себе куда более важны, чем исходные данные ребенка, с которыми он пришел в секцию. А при разборках среди учеников будут одинаково эффективен как хороший крепкий удар, так и борцовский прием. Прислушайтесь к ребенку!

  1. Боевые или спортивные?

Распространено мнение о том, что нужно вообще заниматься не для соревнований и первых мест, а для себя, но с тем смыслом, чтобы не организм был крепким и здоровым, а чтобы просто научиться на улице «морду бить». Дескать, от контактного спорта в реальной уличной драке толку не будет, потому что там и противник, а то и несколько, и грязь, и снег, на противниках может быть плотная «непробиваемая» одежда и т.п. В конечном итоге такое умозаключение приводит к тому, что спортсмен будет бит обычными уличными хулиганами.

Безусловно, доля истины в этом есть, но лишь доля. Да, есть такие «секции» (на самом деле слова «секция» и тем более «спортивная» здесь не совсем уместны), где даже спарринги не проводятся на основании того, что «у нас такие удары и по таким местам, что ударишь – и сразу насмерть!». Именно это и должно сразу же настораживать, ведь дело не в том, что нужно знать, как и куда бить. Дело в том, что любой удар должен быть отточен и отработан до автоматизма. Ведь в жизни как? Пока один думает о том, как и куда он сейчас ударит, противник уже бьет без раздумий, потому что он знает, что на размышления времени нет. Поэтому только отработка ударов до автоматизма поможет решить этот вопрос. А автоматизм, согласно физиологическим исследованиям, начинает вырабатываться при повторении движения минимум от 7 тысяч раз! Причем это должны быть не удары в воздух, а моделирование максимально приближенной к реальности ситуации. Как этого можно достичь? Только спаррингами, в которых перед тобой – противник, который двигается, сопротивляется и пытается ударить тебя. Безусловно, удары в воздух и по груше важны, но гораздо более важны работы в спаррингах, ведь если маленьких неопытных бойцов сразу поставить друг против друга, то это будет неуклюжая возня с трусливыми шлепками вместо акцентированных ударов. Нужно понимать, что спортивные единоборства – та же самая драка, но с рядом ограничений, чтобы соперники не нанесли друг другу увечий. А в бою спортивном тебе противостоит не гопник, а жесткий, подготовленный и мотивированный противник.

fighting_4

В спарринге ребенок преодолеет страх, получит уверенность в своих силах, разовьет силу воли и ловкость. Здесь также важна работа тренера, который поработает над ошибками и техникой ребенка. А самое главное заключается в том, что в спаррингах ребенок получит боевой опыт, который даст уверенность, что даже от случайно пропущенного удара он не упадет на землю, а от разбитого носа или губы обычно не умирают.

Там, где отсутствуют соревнования и спарринги, очень маловероятно, что можно отточить технику и получить опыт как физического, так и психологического противостояния.

Итог – при выборе направления единоборства нужно смотреть, чтобы ребята этой секции участвовали как можно в большем количестве соревнований и у них было как можно больше спаррингов. Именно спорт даст в итоге для улицы и школьных перемен куда больше навыков, чем специализированные виды спорта со «смертельными ударами», которые никогда не отрабатываются в реальности.

  1. Традиционные или экзотические?

Мы не случайно выделили этот критерий, поскольку зачастую мы слышим споры о том, что «Ваня-каратист одной левой ногой уложил Сашу-боксера», или «вот пока занимался айкидо, был слабаком, а вот пошел в наше родное самбо – сразу стал всех сильнее, ведь это наше, русское». Видов единоборств – великое множество. Так, против традиционных бокса, самбо, рукопашного боя, вольной борьбы стоят карате, кунг-фу, тайский бокс, айкидо. И тут начинает четко прослеживаться работа маркетологов и имиджмейкеров, поскольку в последнее время школы единоборств стали, к сожалению, бизнесом. Очень много сил и средств запущено в раскрутку того или иного экзотического вида, овладев которым, «вы познаете все тайны Вселенной и самого себя». При этом как-то в стороне остаются классические, не нуждающиеся в рекламе и проверенные десятилетиями виды единоборств, которые по эффективности и финансовым затратам на обучение дадут фору затратным экзотическим.

Наш совет – ориентироваться опять-таки на «спортивность» этого вида единоборств. Чем больше соревнований и спаррингов проводятся, тем лучше.

По большому счету, мы рассмотрели основные критерии, как выбрать единоборство, которое больше подходит для ребенка. Далее перейдем к средствам защиты.

Нужна ли защита?

Распространено мнение о том, что чем больше средств защиты используется на тренировках, тем лучше для юного бойца, так как в этом случае он научится драться без особой боли. С одной стороны, это до определенного момента так, если речь идет о 4-летних малышах, которые только начинают заниматься. Но дальше – чем меньше защиты, тем лучше. Конечно, определенный минимум защиты должен быть: перчатки, каппа для защиты зубов и губ, для мальчиков – «ракушка» для защиты паха. Для борьбы, по большому счету, не нужны даже они. Что касается других средств защиты, то это уже на усмотрение тренера и родителей. Нужно понимать, что ребенок должен научиться принимать и выдерживать удары, ведь при драке в школьном туалете он не будет в панцире ниндзя-черепашки и шлеме, а на руки противника не будут надеты перчатки. Опять-таки, ребенок должен осознать, что синяк под глазом или разбитые губы – это не смертельно, он должен привыкнуть к этому и научиться переносить боль.

fighting_5

Излишек же средств защиты может привести к тому, что может появиться мысль «ну, пару ударов можно пропустить – шлем защитит». Это очень рискованно, так как в этом случае не развиваются навыки боя без защиты и постоянной готовности к болезненным ударам.

Таким образом, мы выступаем за определенный минимум средств защиты (перчатки, каппа и ракушка), который предотвратит серьезные травмы.

Каким должен быть тренер?

Так постепенно мы подобрались к наиболее важному моменту статьи. Как выбрать тренера? Очень часто, опять-таки, в рекламных целях, перед фамилией тренера указываются все его регалии и награды. Безусловно, определенный спортивный опыт и уровень мастерства у него должен быть, однако жизнь знает огромное количество примеров, когда великие спортсмены оказывались никудышними тренерами (это справедливо не только для единоборств, но и для других видов спорта – футбола, хоккея и т.д.).

Здесь вам, как родителям, стоит обратить внимание не на то, какие соревнования и награды выигрывал тренер, а то, какие ученики и с какими умениями выходят от него. Сколько чемпионов он воспитал? Какие награды выигрывали ребята из его секции? Какой процент победителей от общего числа пришедших к нему детей он вырастил? Постарайтесь узнать об этом как по официальным каналам, пообщавшись с руководством секции, так и расспросив своих знакомых. Кроме того, периодически общаясь с самим тренером вы поймете, на своем ли он месте. Тренер может быть суров и требователен на тренировках, он может кое-где и прикрикнуть на своих подопечных, но в то же время он должен любить свою работу, должен любить детей. Если вам посчастливится найти такого тренера и отдать ему ребенка, то с большой вероятностью ваш ребенок будет влюблен в тот вид единоборства, который преподает данный тренер.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься?

Спорт – это труд, тяжелый и кропотливый. Под воздействием какого-нибудь фильма с Джеки Чаном ребенок может загореться «я тоже так хочу!» и погаснуть после 3 – 4 тренировок. Вообще дети, встречаясь с необходимостью тяжелой работы, запросто могут бросить ее и заняться более простыми и интересными вещами. Это же дети.

Наш совет – подумайте о тех проблемах общения в школе, которые мы обозначили в самом начале статьи. Проявите настойчивость, объясните ребенку, что только через тяжелый труд на тренировках он достигнет результатов как в спорте, так и при общении со сверстниками. Даже если ребенок наотрез откажется заниматься одним боевым видом спорта, можно попробовать заняться другим, походить к другому тренеру. Не стоит ждать, что ребенок будет ходить на тренировки с упоением, это большая редкость. Обязательно помогите ему, поскольку ни одно занятие не разовьет у ребенка такую силу, ловкость и уверенность в себе, как боевые виды спорта.