Инструкции для LEGO: нужны ли они?

В поисках очередного подарка своему семилетнему сыну я зашел в магазин игрушек. Проходя вдоль полок, заваленных различными машинками, солдатиками, роботами и игрушечным оружием, я, незаметно для себя, оказался среди полок с конструкторами. Конечно же, среди них был и очень раскрученный и любимый многими детьми и даже взрослыми «LEGO». Глядя на красивые и яркие коробки с наборами различных серий («LEGO City», «LEGO Star Wars», «LEGO Transformers» и др.), я попытался посчитать, а сколько таких наборов мы уже купили нашему товарищу? Вспомнилось больше десятка, которые относились как к обычному конструктору, так и к «LEGO Duplo» (конструктор для самых маленьких, с большими деталями – чтобы дети, развивая свою моторику, не могли их проглотить). Среди них были и большие наборы, и отдельные машинки, роботы и т.п. Сейчас же все эти наборы в полуразобранном виде свалены в несколько коробок, и для их восстановления понадобится довольно много времени, а также наличие прилагаемых к наборам инструкций. И тут я сказал себе «Стоп! Инструкции! Насколько они вообще нужны, если я хочу вырастить творчески развитого ребенка?». Ответить сиюсекундно на этот вопрос я не смог, поэтому решил дать волю своим мыслям в виде данной статьи. В итоге я ничего не купил, поскольку решил поскорее добраться до дома, чтобы разобраться в этом вопросе.

LEGO Duplo, конструктор для малышей

Я очень хорошо помню тот день, когда мы с женой купили нашему тогда еще трехлетнему сыну первый набор конструктора. Это был набор основных деталей Lego Duplo в пластиковой коробке. Только кубики, парочка платформ и что-то еще. Мы ставили задачу не собрать из них что-то конкретное, а познакомить ребенка с принципом сборки конструктора, показать, как скрепляются между собой детали. Мы считали важным продемонстрировать ребенку, как из горки маленьких деталей получается вполне сформированная конструкция, будь то дом, башня, машинка или робот. Вдобавок к этому мы приобрели несколько платформ, чтобы можно было собирать какие-нибудь композиции из построек. В целом, наш замысел удался, сын был в восторге от конструктора, от его удобных кубиков и ярких цветов. Следующим нашим шагом стала покупка с рук дополнительной пары сотни кубиков, после чего мы стали приобретать наборы. Так у нас дома появился автовоз, зоопарк и небольшой поезд. Среди этого добра мог внезапно вырасти огромный многоэтажный дом, сооруженный совместными усилиями из купленных ранее кубиков. По большому счету, фантазию ребенка ничего не ограничивало несмотря на наборы, слово «набор» обуславливалось лишь наличием определенного количества фигурок, которые не очень-то и нужно было как-то там особым образом собирать. Да и хранить было достаточно удобно даже все вместе, смешав в одной коробке один набор с другим – было понятно, что если берешь в руки большой кусок прицепа или кабину грузовика, то это часть автовоза, а если берешь жирафа или медведя, то это часть от зоопарка.

LEGO для всех

Ситуация стала иной, когда ребенок дорос до Lego для больших. Очень интересно, когда из набора деталей получается полицейская или пожарная машина, или причудливый трактор, или целый полицейский участок. Однако здесь нужно сразу определиться с будущим этих наборов: хотите ли вы или ваш ребенок, чтобы собранные модели стояли красиво в шкафу и все на них любовались, доставая иногда для игр, или же они станут очередным дополнением деталей для в общей массе уже имеющихся элементов конструктора. Нужно понимать, что у таких наборов есть одно «но»: если смешать детали нескольких наборов и, что еще ужаснее, разложить их по разным коробкам, то становится очень трудным собрать что-то заново.

В нашем случае все проходило по следующему сценарию. Все началось с покупки первого набора, по-моему, это был автовоз с гоночной машиной внутри. Ребенок (ему тогда было лет 5) был в восторге прежде всего от степени детализации моделей, стоит отдать должное разработчикам, они молодцы. Кроме того, он был счастлив от осознания, что «я уже большой, уже собираю LEGO для взрослых!». Этим первым набором он играл очень долго, после чего у него стали появляться и другие, один за одним, по мере наступления различных праздников. Делать выставку достижений ребенка в области сборки конструктора у нас дома особенно было негде, поэтому все собранные модели отправлялись в коробки, в результате чего детали постепенно перемешались. Например, вот так выглядит содержимое одной из нескольких коробок:

В других коробках ситуация как минимум не лучше. Можно ли воссоздать первоначально созданную модель? Теоретически да, но сколько времени на это потребуется? Кроме того, со временем мы с женой обнаружили очень интересную деталь: с покупкой каждого нового набора срок жизни собранной модели резко сокращался. Да, распечатав коробку ребенок погружался в процесс сборки, его было не видно и не слышно в течение некоторого времени, после чего он приносил собранную модель («Смотрите, что у меня получилось!») и начинал с ней играть. Однако довольно быстро либо к модели приделывались новые элементы, либо она сама растаскивалась на части для других моделей.

Для нас было очевидным, что парень вышел за пределы инструкций, ему стало интересным сделать что-то свое, придуманное им самим для целей им же придуманных игр. Так, у нас дома появился такой трактор:

    

Пожарная машина приобрела некоторые дополнительные узлы:

Полицейский автомобиль также получил несколько нестандартных опций:

     

Бандиты стали рассекать на вот таких железных конях (фильм «Безумный Макс» ребенок еще не смотрел):

Можно еще долго продолжать, но для меня стало ясным следующее. Очень важно начать именно наборов, ведь сборка готовых наборов LEGO по инструкциям очень интересна и важна, она дает ребенку представление о том, как собрать машину или робота, корабль или самолет. Он учится процессам подсборки кабин и других больших элементов, креплению колес. Кроме того, в коллекции деталей у ребенка появляются элементы, которые порой отсутствуют в стандартных наборах деталей в коробках (например, крыши и двери машин, ковши экскаваторов, витражи зданий, головы и крылья драконов и т.п.).

Однако если вы видите, что мышление ребенка явно выходит за пределы стандартных инструкций, уберите эти инструкции куда подальше и предоставьте ему полную свободу действий. Будет здорово, если вы присоединитесь к нему и соберете что-то вместе, ведь очень важно выделять время ребенку и играть с ним вместе.

Ребенок, чувствуя ваши одобрение и поддержку, обязательно воодушевится и будет творить еще больше. И тогда в вашем доме, может быть, появятся вот такие замечательные роботы (и даже лучше), которые может быть через несколько лет «оживут» в металле:

Vasily_S