Как привить ребенку интерес к чтению

Еще лет тридцать тому назад наша страна считалась самой читающей в мире. За это время многое изменилось, и современные дети перестали любить книги, предпочитая им гаджеты и компьютер. В результате значительно снизилась грамотность, понимание прочитанного, возникают сложности при решении задач, которые необходимо прочитать и понять.

Учителя бьют тревогу, а некоторые родители относятся к нелюбви их ребенка к чтению совершенно спокойно, ведь они и сами считают чтение бесполезным занятием. И все же большинство родителей обеспокоены этим фактом и хотят изменить ситуацию, но не знают, как. Предлагаем ряд методов, которые можно применить для развития навыка беглого чтения, а затем и интереса к книге.

Чтение в удовольствие

Ребенок предпочитает заниматься тем, что доставляет ему удовольствие. И читать он будет без нотаций и многочисленных уговоров, если книга будет вызывать положительные эмоции. И если его заставлять садиться за чтение, он будет его только ненавидеть. Ребенок сам должен захотеть этого, а уж дело родителей – вызвать у него это желание.

  • Хвалите ребенка за каждое прочитанное слово, ведь это его первая победа.

  • Исправляйте ошибки, которые ребенок опускает при чтении, без насмешек, не проявляйте свое неудовольствие его запинками, делайте это ненавязчиво и не слишком часто.

  • Первые книжки должны содержать много интересных иллюстраций и мало текста, напечатанного крупным шрифтом. Сюжет также должен быть ярким и интересным. Отлично подойдут сказки В.Сутеева, рассказы Е. Чарушина про животных, русские народные сказки.

Метод провокации на чтение

Данный метод очень хорошо описан в рассказе Виктора Голявкина «Интересно получается». Его герой первоклассник никак не хотел учиться читать. И вот однажды на семейном совете был разработан план, которому позже четко следовали все взрослые. Мама прочитала сыну полторы страницы новой книги, а затем прервала чтение, сославшись на занятость. Папа и бабушка тоже категорически отказались читать, придумав правдоподобные предлоги. И даже одноклассники не посочувствовали лентяю. Пришлось учиться читать самому.

Метод квеста

В один прекрасный день ребенок находит возле кровати письмо от любимого героя сказки, мультфильма, комикса. Текст очень короткий. Герой предлагает дружбу и в честь этого предлагает ему найти подарок. Чтобы до него добраться, нужно читать записку и каждый раз искать следующую. Подарок найден на следующий день новое письмо с текстом на одно предложение длиннее. В нем говорится, что друг приготовил малышу билеты на аттракционы, но видел, что тот не съел манную кашу, поэтому подарит их в другой раз. С каждым днем письма все длиннее, а читательский навык все лучше и лучше. Так чтение у ребенка ассоциируется с получением радости, удовольствия.

Метод неграмотной татарки

История эта длинная. Но если пересказывать ее вкратце, то дело было так. У одной малограмотной татарки был сын. Он рано научился читать, но делал это без особой охоты, скорее, чтобы похвастаться перед родней и соседями. Одна соседка сделала ему замечание, что нужно еще подучиться, а потом уж хвастаться. Мать горой встала на защиту сына и выгнала соседку со словами: «Он еще мал, а ты делаешь ему замечание! Он вырастет и будет читать лучше всех!». С тех пор каждый вечер она готовила ужин и просила ребенка читать ему в это время. Мол, когда он читает, у нее не болят руки, и она готовит ужин быстрее. Иногда она плакала и говорила, что сама неграмотная, а сын у нее вырастет, станет ученым и прочитает много книг. Малыш с нетерпением ждал нового вечера, чтобы вновь почитать матери и облегчить боль в ее руках. В итоге с пяти лет он стал читателем библиотеки, а когда вырос, стал известным математиком.

Эти методы носят лишь рекомендательный характер. Возможно, у родителей, чьи дети интересуются чтением книг, разработаны свои способы привития этого интереса. Главное, чтобы все усвоили, что все начинается в семье, причем, чем раньше, тем лучше.