Музыкальные способности детей: как вовремя выявить и развить таланты?

Музыкальные способности детей можно обнаружить в раннем детстве. Часто получается так, что их не замечают, и они гаснут без поддержки. Предрасположенность к музыке и талант можно выявить даже когда ребенку исполнится 2 – 3 года. Малыш часто что-то потихоньку мурлыкает и напевает? Настукивает ритмы карандашами, ложечками, палочками — всем, что попадется под руку? Это может стать проявлением способностей ребенка к музыке, а также того, что малыш в будущем сможет хорошо танцевать. Конечно, большинство деток танцуют и напевают различные мелодии. Но за этим, казалось бы, заурядным качеством может стоять самый настоящий талант, который нужно вовремя распознать и развить.

Так откуда берутся музыкальные способности у детей? Это генетическая предрасположенность или возможно привить ребенку способности к музицированию? Давайте разберем этот вопрос в данной статье.

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

music_2

Обнаружив у своего ребенка музыкальные способности, родителям важно определиться с тем, готовы ли они быть главным фанатом своего ребенка на время его изучения музыки, или же, поводив его полгода на музыкальные занятия, станут дотошно требовать от преподавателя ответа на вопросы «Стоит ли тратить столько времени? У него вообще есть способности?». Конечно, в столь юном возрасте никто не даст вам гарантий, что в будущем ребенок станет звездой. Даже если он успешно закончит музыкальную школу, никто не обещает, что из него вырастет новый музыкальный гений. Если же ребенок действительно талантлив, и его интерес к музыке реальный, то музыкальное развитие принесет много счастливых моментов ему и его родителям, от которых потребуются терпение, время и безусловная поддержка.

Как распознать музыкальные способности у ребенка и в каком возрасте можно это сделать?

Музыкальные способности – это совокупность физических данных, в первую очередь музыкального слуха, чувства ритма, внимания, способности запоминать музыку. Но какими бы прекрасными не были эти данные, нужен еще и талант, заключающийся в способности сделать музыку живой и эмоциональной, чтобы человек, слушающий произведение, смог прожить и прочувствовать ее с исполнителем. Замечали ли вы, что иногда слушаешь произведение или песню, и вроде бы все хорошо, только, как говорится, «не цепляет». Нас вдохновляет и заставляет переживать только произведение, в которое исполнитель вкладывает свою душу.

Родителям в процессе воспитания малыша стоит обратить внимание на то, насколько сильно проявляет ребенок интерес к музыке. Часто музыкально одаренные малыши, еще до того, как научатся говорить, живо реагируют на услышанные мелодии. Часть произведений встречают бурей эмоций, услышав остальные – затихают. Интересно, но дети с музыкальным талантом начинают пританцовывать раньше, чем научатся уверенно стоять на ногах.

Некоторые родители замечают, что зачастую дети достаточно быстро начинают повторять слова отца или матери и при этом точно копировать их интонацию. Кроме того, большое количество исследователей в разных странах выступили с идей что все дети имеют абсолютный музыкальный слух. Просто в более старшем возрасте этот уникальный талант у большинства людей исчезает как неиспользуемый.

Если вы уверены. что музыкальное развитие для вашего ребенка необходимо, можете начинать в 3 – 4 года готовить его к поступлению в музыкальную школу. Попробуйте посмотреть с малышком записи оперных исполнителей, классический балет, записи концертов. Детские музыкальные игрушки тоже поддержат интерес вашего малыша, почаще играйте вместе. И не ждите сразу многого: на этом этапе важно создать и закрепить интерес ребенка к музыке и музыкальному развитию.

Вступительные экзамены в музыкальную школу

Музыкальное обучение можно начать в дошкольном возрасте. Попробуйте пригласить для четырехлетнего малыша музыкального преподавателя домой. Его задача будет заключаться не в том, чтобы учить малыша музыке, а в том, чтобы поиграть с ним в музыкальные игры и на основании увиденного дать свои рекомендации родителям. Смысл проведения таких занятий дома прост: ребенок в своей привычной обстановке будет чувствовать себя лучше, ничего не будет давить на него психологически.

С 5 – 6 лет можно привести своего малыша в музыкальную школу на вступительный экзамен. Обычно экзамен при поступлении в школу похож на собеседование, где педагог так же проверит музыкальные способности ребенка. Экзамен состоит из следующих заданий:

  1. Проверка музыкального слуха.

Преподаватель предложит ребенку спеть одну или несколько детских песенок. Возможно, комиссия даст ребенку задание на слух пропеть 2 – 3 ноты, либо прослушать и спеть сыгранную попевку.

  1. Проверка чувства ритма.

В данной дисциплине ребенку нужно будет повторить предложенный преподавателем ритм. Преподаватель отбивает ритм, а ребенок должен за ним повторить (прохлопать в ладоши или простучать карандашом).

  1. Музыкальная память.

Преподаватель может предложить повторить пропетую мелодию.

Каждое выполненное задание оценивается обычно от 1 до 5 баллов. Отбор в школу определяется суммой баллов за все три задания.

Выбираем музыкальный инструмент и школу

Обучение в музыкальной школе длится 5 – 7 лет, и если ребенку надоест или перестанет нравиться, то много времени и усилий будут потрачены впустую. Именно поэтому очень важно правильно выбрать инструмент, на котором ребенок будет играть, ведь этот фактор во многом влияет на желание ребенка заниматься.

music_4

Выбор музыкального инструмента – сложная задача. Сходите с малышом на музыкальные концерты, посмотрите фильмы о музыке, обратитесь в музыкальную школу за профессиональным советом. При выборе инструмента нужно учитывать очень многие факторы, вплоть до физических данных ребенка (рост, осанка), географии региона (население одних регионов отдает предпочтение духовым инструментам, других – народным) и пр. Веяния моды также оказывают влияние на выбор инструмента: еще у многих взрослых свежи воспоминания о тотальном увлечении фортепиано в один промежуток времени, гитарой – в другой. Кроме того, следует также учитывать и финансовые возможности, поскольку все инструменты имеют разную цену. Нужно быть готовыми к тому, что при росте уровня мастерства ребенка придется покупать более профессиональный инструмент, при этом разница в цене также увеличится.

Важно не только выбрать инструмент, но и серьезно отнестись к выбору музыкальной школы. Выбирая школу важно помнить, что музыкантом вашего малыша будет делать учитель. Посмотрите несколько школ рядом с домом, пообщайтесь в педагогами и учащимися. Наверняка вы будете удивлены ответами детей – некоторые вдохновенно расскажут вам о творчестве Моцарта, а другие ответят ,что своих детей не отдали бы изучать музыку.

Развитие музыкальных способностей – это не только развитие у ребенка тяги к прекрасному, но еще и тяжелый труд. У многих родителей вызовет удивление, что ученики должны будут быть на уроках по основному инструменту как минимум 2 раза в неделю, 2 раза – на сольфеджио. Кроме того, в школе он должен будет посещать занятия по хору и музыкальной литературе. Результативность обучения проверяется на отчетных концертах. Следует понимать, что в музыкальных школах задают домашние задания. Вопрос к родителям: вы готовы слышать дома весь процесс изучения музыкальных произведений? При обучении азам музыкального искусства ребенку потребуется много времени, нужно уделить особенное внимание планированию времени и распорядку дня, слушать и разучивать с ребенком различные музыкальные произведения.

Если все это не пугает вас, то непременно стоит попробовать! Развитие музыкальных способностей принесет вашему малышу много интересных и счастливых моментов, новые знания и новых друзей. А вам, при правильном воспитании и приобщении ребенка к музыке, этот процесс позволит не один раз испытать гордость, увидев своего музыканта на сцене! Музыка — удивительный мир, путешествие в который может сделать отношения между вами и ребенком более доверительными и близкими!

music_5