Один дома: с какого возраста?

Сегодня у нас пойдет речь об этом, так остро волнующем практически всех родителей, вопросе. С какого возраста можно оставлять ребенка дома одного? Как определить, когда ребенок будет готов остаться дома один и при этом не начудить дома, не впустить злоумышленников, а спокойно играть со своими игрушками или читать любимые книжки? Те правила и советы, которые мы дадим ниже, во многом покажутся очень простыми и даже банальными, но следует понимать, что они, как и большинство правил безопасности, написаны кровью, и именно от их соблюдения очень часто зависит здоровье, а порой и жизнь ребенка.

odin_doma_1

Дети – это наше все, это самое дорогое, что есть у родителей, но у любого родителя есть свое мнение о том, до каких пределов следует обеспечивать безопасность ребенка. Кто-то старается оградить ребенка от всего, что может быть опасным, и опекает его не только до совершеннолетия, но и всю последующую жизнь. А кто-то наоборот считает, что ребенок должен познать все сложности самостоятельно. Да, он будет падать и обжигаться, но зато запомнит такие уроки на всю жизнь. Эти обе крайности одинаково опасны, т.к. первая делает ребенка абсолютно беспомощным в самостоятельной жизни, поскольку у него не будет сформирован навык реагирования на опасности, а вторая попросту может привести к совершенно необязательным травмам, которые вполне можно было избежать. Мы постарались вычеркнуть отрицательные моменты из этих двух крайностей и, взяв на вооружение положительные стороны, попытались создать приближенную к идеалу середину.

Правила в жизни

Вообще возраст, с которого можно оставлять ребенка дома одного, достаточно индивидуален. Это зависит от ряда обстоятельств, а также от характера ребенка. Как показывает практика, практически любой ребенок дошкольного возраста сможет некоторое время оставаться дома один, но при условии, что он хорошо знает и выполняет обязательные правила безопасности. Многие родители знают, что дошколята очень любят различные правила и ритуалы и стараются неукоснительно им следовать. Например, попробуйте не прочитать ему перед сном сказку, если вы это делаете изо дня в день! Попробуйте не налить вечернего молока, чая или кефира, если он привык перекусывать перед сном! Попробуйте не погулять на любимой площадке по пути из садика, если он привык проводить хотя бы 15 минут там! В этом случае ваше чадо обязательно возмутится и напомнит вам о вашем промахе.

Аналогичным образом, именно как обязательный ритуал, следует преподнести ребенку выполнение правил безопасности. В этом случае ребенок будет соглашаться с рядом ограничений и требований более охотно. Проводить беседы с детьми на тему безопасности следует на регулярной основе независимо от места: дома, в транспорте, на улице, используя при этом наиболее подходящие ситуации и случаи из вашей или чьей-то еще жизни. Причем будет очень полезным не просто рассказать, но также и обязательно спросить ребенка о том, в чем, по его мнению, правильно или неправильно повел себя герой истории, как бы сам ребенок поступил на его месте и так далее. Это поможет пропустить ребенку историю через себя для лучшего усвоения, а также даст возможность родителям убедиться, верно ли ребенок понял это правило. Важно при этом не запугивать, не рассказывать ужастики и страшилки, а давать четкую информацию, обязательно пояснив, что «этого никогда бы не произошло, если бы мальчик (девочка, тетя, дядя, собачка и т.п.) поступили таким-то образом».

odin_doma_2

Ситуации для таких «инструктажей» должны выбираться из тех, которые могут возникнуть с наибольшей вероятностью. Так, ребенок должен знать, что делать в случае возникновения пожара, замыкания электропроводки, утечки воды или газа. Он должен знать, как открыть и закрыть дверь или окно, где находится пожарная лестница и так далее. Периодически повторяйте эти простые правила, возвращайтесь к ним снова и снова, поскольку дети, как и мы, взрослые, могут со временем их забывать, и в случае возникновения такой ситуации могут просто не вспомнить того, о чем рассказывали мама с папой.

Кто там?

Отдельным вопросом стоит тема пришедших незваных гостей. Что родители всегда говорят ребенку, оставляя его дома одного? «Дверь никому не открывай!». Вокруг этого важнейшего правила построена целая сказка («Волк и семеро козлят»). Мы должны понимать, что слова «дверь никому не открывай» для ребенка являются обычными пустыми словами. Он не понимает, почему ворам и бандитам нельзя открывать дверь, а дяде Мише из соседней квартиры можно? Почему нельзя пускать домой преступников, а вот дядю, который представился сантехником, домой пускают всегда? Ребенок зачастую даже не может представить, что зло может исходить от доброго и симпатичного человека, ведь в мультфильмах бандиты показаны как страшные небритые головорезы с ножами и пистолетами. И уж знакомый человек совершенно никогда не сможет оказаться бандитом!

К сожалению, статистика – вещь упрямая. Она показывает, что очень высокий процент насилия над детьми и квартирных краж происходят с участием знакомых людей, которые знают режим работы взрослых и, соответственно, время, когда их не бывает дома. Ваш ребенок должен уяснить, что фраза «Дверь никому не открывай» означает, что ее нельзя открывать СОВЕРШЕННО НИКОМУ, кем бы человек не представился. Может прийти почтальон, доставщик пиццы, электрик. Может прийти сосед за инструментом, соседка за солью и т.п. Вы объясните, что если за дверью находится знакомый человек, то следует сказать, что он может зайти позже, когда вернется мама или папа. Если же за дверью кто-то незнакомый, то лучше будет ответить, что «папа сейчас в ванной (в туалете, на балконе, отдыхает и т.п.), вот когда он выйдет – он вам откроет».

odin_doma_3

В наше время высоких технологий дети умеют пользоваться телефонами с самого раннего возраста. Ваш ребенок должен понимать, что первостепенное предназначение телефона – звонить по делу, а не для игр. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте телефонные номера МЧС, полиции, скорой помощи, газовой службы. Запишите и заставьте ребенка выучить наизусть телефонные номера родителей, а также (на всякий случай) номер кого-нибудь из наиболее близких и надежных друзей или родственников, живущих или работающих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь. Обязательно объясните ребенку, в каких случаях и кому он должен называть свое имя, адрес и то, что он дома один, а в каких категорически не должен этого делать. Если же ребенок обладает собственным мобильным телефоном, то привейте ему привычку следить за уровнем зарядки аккумулятора, поскольку севший телефон из мощного средства связи превращается в никчемную безделушку.

Помимо перечисленных выше опасностей, мы хотели бы упомянуть еще несколько из них, не менее важных и не менее серьезных.

Пуговицы и прочая мелочь

Безусловно, многие из вас слышали о пуговицах, деталях конструктора и прочей мелочи, которые заботливый врач достает из дыхательных путей и ушей детишек. Большинство из нас наивно полагает, что это – болезнь самых маленьких и совсем несмышленых крох. К сожалению, это далеко не всегда. Действительно, малыши могут случайно что-то неосознанно засунуть себе в нос или ухо. Однако более старшие дети сделают это вполне себе сознательно, и причины этого могут быть совершенно разными – начиная от «попробовать на вкус» и заканчивая «а что будет если…». Чего мы хотим от детей, если огромное количество взрослых попалось на розыгрыш «А ты сможешь засунуть в рот лампочку?».

Дети растут, их кругозор расширяется, жажда знаний движет ими и может привести к самым непредсказуемым последствиям. Описано много разных случаев, например, девочка засунула в нос колпачок от ручки, чтобы узнать, сможет ли нос в этом случае дышать. Дети играли в больницу, а пуговицы у них играли роль таблеток, которыми они лечили пациентов, таких же детей. И чем старше будут становиться дети, тем более изобретательными они будут. Вы можете забыть о том, что от них можно спрятать мелкие предметы – это физически невозможно. Так можно сделать с только начавшим ползать грудничком, но это совершенно не пройдет с шустрыми четырехлетками и старше.

odin_doma-4

Здесь мы видим только один путь – четко и понятно объяснить ребенку последствия таких экспериментов. Причем очень важно это сделать не путем страшилок и запугиваний, а рассказами об устройстве человеческого организма и его функциях. Чем раньше вы начнете это делать, тем лучше. Вы можете приобрести красочную энциклопедию организма человека, а можете использовать обычный медицинский атлас – ребенок способен понимать рисунки гораздо лучше, чем вы себе представляете. Расскажите ему о дыхательной системе, о том, как происходит дыхание, для чего нужен воздух. Расскажите о том, как важно, чтобы дыхательные пути были свободными, а также о том, к каким последствиям может привести остановка дыхания. Объясните, что это касается не только пуговиц-таблеток, но также и игр, связанных с масками в виде надетых на голову полиэтиленовых пакетов, или надетых на шею ремней («я собачка, которую хозяин ведет на поводке»).

То же самое относится к органам слуха и зрения. Рассмотрите устройство уха и глаза, поговорите с ребенком о том, как здорово видеть солнечный свет, яркие природные краски, как прекрасно слышать шум дождя и пение птиц, голоса родителей и близких друзей. И как же будет печально, если этого лишиться! А именно к этому может привести засунутая в ухо спичка или горошина и т.д.

Раз, два, три – полетели!

Мы живем в век многоэтажек, одним из неотъемлемых атрибутов которых являются балконы и расположенные на высоте окна. К счастью, актуальность такой опасности обратно пропорциональна возрасту ребенка – чем старше он становится, тем меньше становится уровень риска. Но, к сожалению, не до конца, а до определенного предела. Вопрос высоты для малышей решается достаточно просто: ограничители на окнах и дверях, не оставлять одного без присмотра на балконе. Но так как мы говорим о том, когда можно оставить ребенка дома одного, то это будут явно дети более старшего возраста. Они уже понимают, что высота – это опасно, однако открытые окна их притягивают, как магниты. Им очень интересно посмотреть из окна, свесившись вниз, некоторые любят посидеть на подоконнике возле открытого окна на 8-м этаже. Кроме того, опасность высоты актуальна не только для окон и балконов: зачастую в ходе игры детки сооружают хрупкие конструкции из стульев и залезают на шкафы и антресоли. Безусловно, они понимают, что это опасно, но разве можно оторваться от игры, когда она такая интересная?

odin_doma_5

Наш совет в данном случае заключается в том, чтобы категорически запретить ребенку выглядывать в окно или балкон, стоя на стуле или ином приспособлении. Увлекшись, он может слишком сильно высунуться из окна и, потеряв равновесие, выпасть. Обязательно беседуйте с ребенком на эту тему, проведите эксперимент, продемонстрировав, как летит из окна и разрывается при ударе о землю наполненный водой полиэтиленовый пакет. Безусловно, это – крайняя мера, но она может принести ощутимую пользу в некоторых особо сложных случаях.

Бытовые отравления

«Хранить в недоступном для детей месте» — такую надпись можно обнаружить на инструкциях практически ко всем лекарствам, средствам бытовой химии и прочим веществам, способных вызвать отравление. А попробуйте ответить на вопрос, лично вы выполняете это требование? Наша собственная халатность зачастую становится причиной отравления детей, оставшихся без присмотра. Пока ребенок постоянно с нами, мы внутренне расслабляемся и начинаем верить, что он уже сознательный, чтобы столкнуться с такой опасностью. Однако оставшись дома в одиночестве, ребенок из интереса или наоборот, от скуки начать обследовать содержимое банок, склянок, бутылочек и флаконов. Яркие и красивые этикетки еще более привлекут его! Очень часто случается, что ребенок пробует на вкус содержимое бутылочки, польстившись на приятный аромат (например, мамину туалетную воду или освежитель воздуха). Кроме того, дети могут просто перепутать бутылочки с уже знакомым и любимым соком или джемом.

Именно поэтому важно показывать ребенку уже имеющуюся дома бытовую химию и рассказывать о том, для чего она предназначена. Следует обратить внимание, что некоторые средства настолько опасны и ядовиты, что с ними можно работать только в перчатках при работающей вытяжке.

odin_doma_6

Отдельная тема – лекарства. Практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни употреблял лекарства, и зачастую он уверен, что они всегда нужны и полезны. Известны случаи, когда школьники старших классов употребляли валидол просто так, потому что у него приятный вкус и он «холодит рот». Задача взрослого – объяснить, что лекарства полезны только в том случае, когда их назначает врач при лечении. Для каждой болезни существует свое лекарство. Принятие лекарства «просто так» может стать причиной серьезного отравления. Стоит объяснить, что даже витамины – это не конфеты, их нельзя съедать столько, сколько захочется. Не доверяйте даже самому послушному и сознательному ребенку принимать таблетки самостоятельно, пусть он это делает только под контролем взрослых.

Следуйте требованию инструкции, приведенной в начале этой главы: не оставляйте лекарство в доступных для детей местах. Помните, что даже обычные капли в нос могут быть смертельно опасными, если ребенок вдруг их выпьет!

Такое загадочное электричество

Нельзя обойти вниманием опасность электрического тока и розеток. Как же детей привлекают эти дырочки в стене и как же интересно узнать, что же будет, если засунуть туда, например, бабушкины спицы! Обязательно расскажите ребенку о назначении розеток и о том, как они устроены. Пусть папа разберет одну из розеток вместе с ребенком. Один раз увидев, как устроена розетка, ребенок уже вряд ли захочет разбирать ее самостоятельно. Объясните и периодически напоминайте, как опасно вставлять в розетку разные предметы, особенно металлические или мокрые.

odin_doma_7

Обучите ребенка правильно вставлять вилки электрических приборов в розетку и также правильно их вытаскивать. Обратите внимание, что нельзя дотрагиваться до металлических контактов, тянуть за шнур. И особенно важно – это нужно делать обязательно сухими руками.

Выводы

В данной статье мы разобрали основные источники опасности, с которыми может столкнуться оставленный один дома ребенок. Но следует понимать, что это – далеко не полный список, что ребенок может ошпариться горячей водой из-под крана, пораниться ножом или ножницами, удариться об угол шкафа или стола. При всем желании мы не можем уберечь детей от всех возможных ситуаций. Поэтому главная задача взрослых – общаться с ребенком на эти темы (не стоит при этом забывать о здравом смысле!) и научить правильно реагировать на возникающие ситуации. И тогда с оставленным на пару часов дома ребенком ничего не случится!