Основные принципы развития речи ребенка

После шести месяцев жизни, ребенок все больше начинает окунаться во взрослый мир, он начинает осознанно воспринимать речь мамы и папы. Данный факт влияет на его развитие, формирует интересы и начинает развивать у него речевые навыки.

Еще через месяц ребенок способен по просьбе мамы или папы отыскать глазами тот объект, который ему уже несколько раз до этого демонстрировали и озвучивали. К восьмимесячному возрасту такой предмет превращается уже в целую группу, которая узнается и указывается крохой, если его об этом попросить. Так же по просьбе родителей малыш может делать простейшие действия, например, хлопать в ладошки.

Итак, к семи месяцам жизни кроха знакомится с окружающим миром и строит поведенческую модель с помощью маминых речевых подсказок. Целью воспитательного процесса служит выполнение ребенком по просьбе взрослого определенных задач. Это может быть любое движение, действие или отказ от определенного действия. Форма обращения родителей к ребенку со временем становится все более разнообразной, но это не должно отвлекать малыша от поставленной задачи, развивая его умственные способности. При таком общении так же необходим хороший эмоциональный контакт с малышом, т.к. он мотивирует его на выполнение указанных действий.

Восприятие и осознание, того, что говорят взрослые – важный этап в развитии речевых навыков малыша. Он подготавливает ребенка к самостоятельному речевому общению, развивая смысловую сторону этого процесса. Для развития понимания слов, обращенных к малышу, требуется несколько факторов. Во-первых, нужно для начала приучать малыша к общению, касающемуся его персоны или кого-то из окружающих его людей. Так же целью общения могут служить различные предметы и действия с ними. Такой метод общения применим на втором полугодии жизни крохи. При этом немалой важностью обладает эмоциональная привязанность малыша к конкретному человеку или предмету, занимающему значимое место в его жизни.

Любое речевое взаимодействие, имеющее какой-либо смысл и направленное на конкретный объект или персону, должно быть сопоставлено в сознании малыша с определенным словом. Само осознание разговорной речи заключается в восприятии информации и формировании ответной реакции. При общении с малышом инициатива общения должна исходить от взрослого. При этом малыш должен активно участвовать в разговорном процессе, а его ответная реакция покажет, понял он то, что ему говорят или нет.

Становление речевых навыков

Весь процесс становления речевых навыков карапуза можно поделить на два этапа: активный, пассивный. Первым этапом, который осваивает малыш в возрасте от шести до восьми месяцев, является пассивный. Он характеризуется тем, что ребенок понимает слова, которые ему произносят, но не может еще сам на них отвечать. Например, его спрашивают о каком-то предмете, он смотрит в его направлении, но назвать сам этот предмет еще не в состоянии. В этот период для него очень существенна та речевая среда, с которой он сталкивается каждый день.

Активное освоение речи связано, прежде всего, с произношением тех или иных слов, а затем уже с осмыслением сказанного. Для того чтобы речь малыша развивалась как можно лучше, с ним нужно постоянно разговаривать. В противном же случае речь будет развиваться очень медленно, и ребенок станет отставать в развитии. Взрослым также стоит при общении произносить слова правильно и четко, т.к. это сильно влияет на развитие ребенка. Поэтому всякое коверканье слов и повторение за ребенком его лепета пользы не принесет, а лишь только навредит крохе. Для того чтобы у малыша сформировался ассоциативный ряд из слов и предметов, необходимо чаще повторять их названия. Еще раз стоит подчеркнуть, что данный период развития ребенка относиться к шести — семи месяцам жизни.

При наступлении восьмого — девятого месяца малыш начинает произносить незнакомые звуки, подражая услышанному. Первые простые слоги складываются им в слова и очень важно на этом этапе всячески поддержать любимое чадо. Первоначально ребенок реагирует на само произношение, звучание слова, а лишь затем у него подключается ассоциативное мышление. Поэтому первым делом при изучении новых слов, малыш будет запоминать их звучание.

Словесные образы

Один из приемов, использующийся родителями для того, чтобы карапуз быстрее заговорил, заключается в применении «словесных образцов». Ребенку произносят название предмета и просят его повторить следом за собой. Малыш запоминает произношение и через какое-то время начинает повторять название предмета. Однако это еще не активная речь в полной мере, а лишь простое подражание. К этому возрасту даже подражательный процесс у детей устроен так, что повторить за взрослым слово ребенок сможет не сразу, а лишь через какое-то время. Бывает и так, что вместо повторения ребенок выдает маме и папе свой особый вариант.

Кроме постоянного обогащения речевого запаса ребенка, следует следить за его произношением и исправлять возникающие ошибки. Лишь к концу первого года жизни малыш научиться понимать небольшую группу слов, а некоторые из них научиться, пока еще невнятно, произносить. Пока он все больше повторяет за родителями, находясь на пути к активному речевому периоду. Взрослые должны продолжать помногу разговаривать с малышом. Очень хорошим эффектом в закреплении ассоциативных цепочек обладают совместные изучения детских книг с картинками. Лишь к десяти месяцам жизни у ребенка наступает своеобразное понимание роли языка. Невнятный лепет и непонятная речь сохраниться у него еще до полутора лет, но родители всеми способами должны поощрять ребенка в произнесении этих слов, отвечая на попытки малыша с ними пообщаться.