Как научить ребенка сохранять порядок

Рабочее место ребёнка должно быть удобным и гармоничным. Оно должно настраивать маленького человека на рабочий лад. В правильно организованной рабочей зоне удобно заниматься различными видами творческой деятельности. Основные моменты, которые необходимо учитывать при организации рабочего места:

  • оно должно быть безопасным, соответствовать возрасту и физическому развитию ребёнка;
  • в нем должны быть учтены его интересы и наклонности, например, рисование, занятия спортом (например, турник),  моделирование или шитьё;
  • оно должно стимулировать желание заниматься творчеством;
  • правильно оборудованное, оно приучает к порядку и организованности.

Безусловно, у детей разных возрастов будут разные требования к своему рабочему месту. Однако, есть общие принципы, придерживаясь которых можно постепенно приучить ребенка содержать своё место в порядке. Хочется отдельно остановиться на каждой возрастной группе.

Дети до 5 лет

Как правило, основу их существования составляет игра. Это необходимо учитывать, оборудуя комнату или уголок для ребёнка. Яркие цветовые решения и акценты, возможности что-то поменять местами, переложить или переставить делают эту зону привлекательной и принадлежащей только ему. Используя специальные системы хранения для игрушек и детских вещей, имеет смысл отказаться от больших размеров в пользу маленьких. В небольшом контейнере или на небольшой полке труднее устроить беспорядок, и они занимают меньше места. Книжки, игрушки, альбомы и карандаши, краски и фломастеры, пластилин и другие материалы для творчества – всё это должно иметь свое место и находиться в доступности для малыша.

Приучая ребенка к поддержанию порядка в его комнате или уголке, надо быть последовательным. Повторять, не раздражаясь, день за днем одни и те же действия вместе с ним, формируя тем самым у него положительную привычку. Можно выработать несколько несложных в исполнении правил и стараться их придерживаться:

  • не начинать что-то новое (игру, чтение, творческое занятие), пока не убрали все на место от предыдущего занятия;
  • не доставать одновременно более 2-3 игрушек;
  • обязательно убирать комнату один раз в день в определенное время, например, после ужина;
  • научить убирать грязные вещи в корзину для белья и складывать свои вещи;
  • игрушки, состоящие из мелких деталей, следует хранить в коробках или ящичках на верхних полках и не позволять брать без спроса.

Вы должны показывать положительный пример, помогать, хвалить и поощрять ребенка. Впоследствии, можно будет требовать от него постоянного самостоятельного исполнения этих правил. Обычно, к 4 годам ребенок уже вполне справляется с самостоятельной уборкой игрушек, а к 5 годам легко наводит порядок в своей комнате.

Дети от 6 до 10 лет

Ребятишки этого возраста – младшие школьники. Это означает, что теперь у них обязательно должно быть рабочее место, оборудованное для выполнения домашних заданий, хранения тетрадей, учебников и школьных принадлежностей. Требования для поддержания порядка в этой части комнаты должны быть более строгими. Следует объяснить целесообразность такого подхода ребёнку, сделать его своим союзником. Важно донести до него мысль, что при правильной организации рабочего пространства, он никогда ничего не потеряет и не забудет. Для этого возраста правила будут уже несколько иными:

  • все школьные принадлежности должны лежать на определённых для них местах.
  • расписание уроков должно располагаться на видном месте и регулярно обновляться (для этой цели хорошо подходят грифельные или пробковые доски, закрепленные над столом).
  • порядок в комнате должен поддерживаться не от случая к случаю, а регулярно (ежедневно, еженедельно).
  • игрушки не должны быть перемешаны с принадлежностями для школы.

poryadok-2

При оборудовании рабочей зоны для школьника следует позаботиться о правильном достаточном освещении и дополнительных компактных системах хранения, по возможности недоступных для младших детей. Хорошо организуют рабочее пространство грифельные или пробковые доски, которые можно использовать для заметок, расписания уроков и выполнения заданий.

Дети от 11 до 16 лет

Возрастной особенностью этой группы детей является стремление к максимальной самостоятельности. С учетом возможностей, предоставьте им право самим обустраивать свою комнату, дав лишь базу – несколько необходимых предметов мебели, от которой они будут отталкиваться. При оформлении комнаты для подростка приветствуется использование нестандартных решений и необычных материалов. Это позволяет молодому человеку выражать наиболее ярко свою индивидуальность, раскрывать креативные способности и чувствовать себя более уверенно в своем жизненном пространстве.

По-прежнему актуальным остается вопрос освещения. Требования к мебели подростка вполне определённые и их необходимо брать в расчет:

  • длинная и не слишком широкая столешница основного рабочего места будет удобнее в использовании;
  • стул или кресло должны быть эргономичными, иметь регулируемую высоту и  спинку, чтобы контролировать правильность осанки;
  • шкаф должен иметь большое количество отделений и ящиков для нижнего белья, носков (колготок), спортивной и повседневной одежды;
  • в комнате подростка обязательно должно быть зеркало, что позволит ему более успешно следить за своим внешним видом;
  • множество систем хранения – желательное условие для поддержания порядка;
  • разнообразные подвесные кармашки, корзинки, коробки и контейнеры  позволят найти место для мелочей, чтобы они не загромождали комнату и стол;
  • дополнительную корзину для грязного белья имеет смысл поставить в комнату к подростку.

Давая свободу действий в обустройстве комнаты, требуйте соблюдения правил по поддержанию чистоты и порядка, принятых в вашем доме.

  • ежедневная поверхностная уборка (застилать постель, складывать одежду, выбрасывать мусор);
  • регулярная смена постельного белья и грязной одежды;
  • еженедельная тщательная уборка (пропылесосить полы и мебель, протереть пыль, убрать на место книги, одежду, диски и игры  и т.д.).

Безусловно, вы должны контролировать исполнение этих правил. Такой контроль будет наиболее продуктивен, если вы всегда будете настроены дружелюбно и не раздражены.  Не имеет смысла превращать борьбу за чистоту в ежедневную битву.

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод, что приучать к чистоте и аккуратности необходимо с самого раннего возраста. Не факт, что у вас это получится стопроцентно, но попробовать стоит. Начинать же это обучение следует с себя. Папины грязные носки стыдливо прячутся под диваном, а грязные полотенца свалены кучей в углу ванной комнаты? Мамина одежда в течение всей недели развешивается по стульям, а косметику и предметы гигиены можно обнаружить в самых неожиданных местах? Кот любит поиграть комочками пыли, которые копятся по углам? В таких ситуациях не приходится удивляться, что ваши призывы к чистоте и порядку, обращенные к ребёнку не находят положительного отклика.

Возьмите на вооружение любовь, терпение и доброе чувство юмора, это поможет вам справиться с трудностями, обрести друга в лице своего сына или дочери, и вместе пройти этот непростой путь взросления.

Источник