Постановка детского почерка

В одной из нашей предыдущих статей мы подробно разобрали одну из наиболее насущных проблем при посещении ребенком школы – адаптацию в ней. Возможно, это самая большая проблема, решив которую, ребенок столкнется с несколькими другими, более мелкого масштаба. Одна из них – постановка почерка.

Вообще говоря, это даже не столько проблема, сколько отсутствие чисто механического навыка, схожее с неумением кататься на велосипеде или вырезать ножницами. Обучение письму – достаточно сложный, но очень важный процесс, ведь это навык, приобретаемый на всю жизнь. Некоторые сравнивают физические и психические нагрузки, получаемые школьниками в начале обучения письму, с нагрузками, получаемыми космонавтами при взлете. Поэтому главный совет, как поставить почерк ребенку, заключается в организации дома и в школе большого количества упражнений и практических занятий, направленных на развитие этого навыка. В этом процессе есть несколько нюансов, на которые хотелось бы обратить внимание.

pocherk_2

Трудности при постановке почерка

Известно, что попытки что-то написать у ребенка появляются раньше, чем он научится читать или считать. Подражая нам, взрослым, дети пытаются ручкой или карандашом на листе бумаги или в блокноте сделать какие-то записи, которые поначалу представляют из себя обычные каляки-маляки. Позже, когда дети узнают буквы и начинают учиться читать, у них появляются первые осознанные попытки написать печатными буквами простые и знакомые им слова – свое имя, «мама», «папа» и т.п. И только потом, когда ребенок уже освоил навыки чтения и счета, в его жизни появляется необходимость овладения навыком письма. И то, насколько быстро у них это получится, а также насколько каллиграфическим будет их почерк, во многом зависит от уровня развития их мелкой моторики. Если она недостаточно развита, то есть риск возникновения трудностей. Что можно сделать?

pocherk_3

  • В распорядке дня ребенка выделите хотя бы 20 – 30 минут в день на выполнение упражнений для постановки почерка. Эти упражнения должны проводиться независимо от домашнего задания для школы или других дополнительных кружков.
  • Подберите интересные и по возможности веселые задания, которые будут развивать требуемые навыки. Кроме классических и порой до смерти скучных прорисовок крючочков и петелек можно дать задание обвести какой-нибудь рисунок, но не прямо по контурной линии, а на некотором удалении от нее. Другие примеры интересных заданий – не отрывая руки от листа, соединить несколько точек прямыми линиями или прорисовать путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их;
  • Хорошего эффекта можно ожидать от штриховки, раскрашивания рисунков с мелкой детализацией, дорисовкой симметричной половинки к незавершенному рисунку. Обратите внимание на то, поначалу дрожащие неуверенные линии будут со временем крепнуть и становиться все четче и четче – это будет вам отличной наградой за труд и проведенное с ребенком время;
  • Тренируйте пальцы ребенка, в этом вам поможет сборка мелкого конструктора, мозаики и пазлов, лепка, вырезание ножницами. Можете привлечь ребенка к домашней работе – перебирание крупы также позитивно отразиться на мелкой моторике.

pocherk_4

Единственное, что мы порекомендовали бы НЕ делать – не учите ребенка самостоятельно писать письменными буквами. Вы можете научить неправильно, что в дальнейшем может негативно отразиться в школе. Этим должен заниматься только учитель начальной школы, поскольку ему будет гораздо проще научить с нуля, чем переучивать.

Наверно, многие замечали, что у девочек почерк гораздо аккуратнее, чем у мальчиков. Возможно, причина кроется в большом количестве чисто женских занятий, которыми девочки начинают заниматься с раннего возраста: шитье, вязание спицами или крючком, плетение из бисера. Но ими можно заниматься и мальчикам, ведь бисером можно красиво разукрасить машинки или мечи, а пришить пуговицу или зашить порванную одежду должен уметь каждый. Кроме того, есть также полезные и не менее интересные мужские занятия – выпиливание лобзиком и выжигание. Главное – развить мелкую моторику, которая в итоге приведет к постановке красивого и аккуратного почерка.

Индивидуальные случаи

Нужно также отметить некоторые индивидуальные сложные случаи, когда трудности с письмом напрямую связаны со слабым развитием у ребенка координации движений вообще. В том случае нужно уделить внимание подвижным играм, танцам, общей гимнастике.

Если же вам длительное время, несмотря на все ваши усилия, не удается решить проблемы с почерком, следует обратиться за консультацией к детскому невропатологу. Это стоит сделать, когда ребенок не просто не может красиво выписать какие-нибудь буквы, а, например, не может выдержать строчку. Так, в начале строки он может писать нормально, а ближе к концу буквы сползают вниз или улетают вверх. Или же буквы в целом находятся на одном уровне, но их контуры постоянно вылезают за пределы строки. Такого рода деформации текста могут быть следствием не только плохой координации движений, но и серьезных нарушений в работе головного мозга.

Что делать, если ребенок левша?

pocherk_5

А ничего особенного. Раньше это считалось серьезным отклонениям, детей усиленно заставляли писать правой рукой, однако сейчас ситуация стала иной. Вообще, если у ребенка развита моторика и координация движений, никаких проблем с почерком не будет, все зависит только от усердия ребенка и квалификации учителя. Хороший учитель знает, как работать с такими детками, как их правильно посадить, как им положить тетрадь и взять правильно ручку и так далее. Кроме того, на полках магазинов сейчас можно найти большое количество товаров для левшей – специальные ручки, тетради, прописи. Поэтому если ваш ребенок левша, на почерк это не окажет никакого существенного влияния.