Психологический портрет ребенка: определяем по рисунку

Многими специалистами в области психологии различные методики, которые позволяют определить по рисунку ребенка его психологический портрет и уровень развития. Не секрет, что данные тесты используют психологи детских садов и школ, когда пытаются составить психологический портрет ребенка. В данной статье мы попробуем изложить суть одного из таких тестов, благодаря которому вы сможете определить, что же за человек растет в вашем доме.

Проведение теста

Многие дети любят рисовать, кто-то больше, кто-то меньше, поэтому само по себе проведение теста не представляет какой-то сложность. Вам нужно предоставить ребенку все самое необходимое для рисования: цветные карандаши или фломастеры, краски акварельные или гуашевые, бумагу. Предложите ребенку нарисовать дерево, а сами запаситесь терпением, чтобы дать простор фантазии ребенка, и приготовьтесь наблюдать за самим процессом. Предоставьте ребенку полную свободу, ни за что не говорите ему, что это какая-то проверка или тест. Благодаря вашему терпению, помноженному на наблюдательность, в результате данного теста вы сможете увидеть, какие внутренние переживания сидят в малыше, различить черты его характера и выявить скрытые особенности. Кроме того, вы сможете узнать о том, насколько он любит фантазировать, на каком уровне интеллектуального развития он находится, а также о том, каковы его эмоциональность и мировосприятие.

tree_1

Анализ результатов

Итак, рисунок готов, с чего же начать? Прежде всего, прислушайтесь к своим чувствам и попытайтесь понять, каким было ваше первое впечатление о рисунка? С каким настроением ребенок его нарисовал? Насколько соответствует действительности? Вот несколько критериев, по которым можно провести эту первичную оценку.

Эмоциональная окраска рисунка:

  • Рисунок «грустный» — рисунок «веселый»;
  • Рисунок «спокойный» — рисунок «агрессивный»;
  • Рисунок «сильный» — рисунок «слабый»;
  • Рисунок «мрачный» — рисунок «эмоциональный».

Соответствие действительности:

Проанализируйте, насколько нарисованное дерево соответствует или не соответствует реальному, насколько верно подобраны цвета, насколько они стандартные или нестандартные.

Яркость рисунка:

  • ветлый – темный,
  • яркий – тусклый,
  • живой – мрачный,
  • динамичный – замерший,
  • сочный – бледный,
  • однотонный – разноцветный и т.д.

Теперь попытаемся разобрать, как сориентироваться в этих критериях и как с их помощью расшифровать полученную картинку.

Цвета

Начнем с цвета, который был использован для рисунка. Согласно утверждениям специалистов, именно цвет говорит об эмоциональности ребенка, а также о его настроении.

  • Если ребенком были использованы обычные для классического дерева цвета, то это значит, что ребенок нормально развит (как в общем, так и интеллектуально). В этом случае можно сказать, что ребенок здраво воспринимает мир вокруг себя, людей, предметы. У него в одинаково хорошо развиты логическое и абстрактное мышления;
  • Если ребенок для выполнения данного задания возьмет ручку, простой карандаш и вообще отказывается от какого-либо цвета, то здесь есть, о чем задуматься. Такая ситуация может свидетельствовать о его низком интеллектуальном развитии. Возможно конечно, у ребенка просто неважное настроение – это также может спровоцировать отказ от каких-либо цветов, но обычно это довольно редкое явление. Гораздо чаще бывает, что ребенок, использующий для рисования мрачные цвета (или совсем не использующий их), обладает низким уровнем общего развития и мышления. Родителям таких детей при воспитании следует больше работать над развитием мышления ребенка, читать с ним разные истории, сказки, но не просто читать, но и вместе их обсуждать, делать какие-то выводы, накладывать на жизненные ситуации;
  • Если в процессе рисования ребенок использует необычные или несоответствующие частям заданного дерева цвета, это может свидетельствовать о нестандартном мышлении, отличным от принятых стереотипов. Обычно такие дети — большие фантазеры, их уровень развития (прежде всего, интеллектуального) достаточно высок.

tree_2

Детали рисунка

Далее разделите мысленно нарисованное дерево на основные части и рассмотрите каждую в отдельности.

Чаще всего начинают рисовать дерево со ствола. Разные дети нарисуют этот элемент по-разному: он может быть толстым или тонким, прямым или кривым, может состоять из одной части или раздваиваться – обратите внимание на весь нарисованный ствол. Принято считать, что ствол на этом рисунке фактически символизирует личностный потенциал ребенка, его внутренний стержень. Разберем основные нюансы:

  • Ребенок нарисовал прямой ствол правильной формы. Это свидетельствует о том, что ребенок очень уверен в себе, он обладает хорошей психологической выносливостью, он настойчив и рассудителен. Возможно, у него есть небольшие сложности с адаптацией (например, в детском саду или школе), но довольно быстро он приходит в норму.
  • Ребенок нарисовал расширенное влево основание. Это значит, что ребенок относится к числу мечтательных интровертов. Такие дети обычно робки, нерешительны, редко проявляют инициативу. Они счастливы в своем внутреннем мире, не стоит их переубеждать и навязывать свое видение – это лишь травмирует их, заставив еще больше закрыться.
  • Расширенное вправо основание говорит, что ребенок обладает такими качествами, как упорство, благоразумие, расчетливость. Он по натуре бунтарь, для него в порядке вещей игнорировать чужое мнение, он не хочет признавать никаких авторитетов. Энергия из таких детей бьет ключом, они очень активны и легковозбудимы. В целом, это очень хорошие качества, однако здесь есть и другая сторона медали – энергия у таких детей иссякает очень быстро, поэтому наигравшись со своими игрушками они валятся с ног от усталости, будьте готовы помогать им с уборкой после себя. Вам, как родителям, следует плотно поработать с такими детьми над развитием у них чувства ответственности.
  • Основание ствола дерева на рисунке округлое, расширенное «симметрично». Такой тип рисунка свойствен несколько медлительным детям с высоким уровнем интеллектуального развития. Такие дети (а потом и взрослые) достаточно долго размышляют перед принятием какого-либо решения. Они обладают отличными качествами – ответственностью и надежностью. Однако и здесь есть над чем поработать родителям: развивайте у них уверенность в себе.
  • Верхняя часть ствола закрыта. Такие дети обладают довольно высоким уровнем интеллектуального развития, они усердны в труде, жизнеспособны. Но они довольно импульсивны и редко склонны к абстрактному мышлению.
  • Ребенок нарисовал заостренный ствол. Такой ствол рисуют обычно самые маленькие детки, у них еще очень сложно выделить составные части личности.

Линии и контуры

Рассмотрите, какие контуры рисует ребенок, как проводит линии, как раскрашивает полученную картинку. Эти, на первый взгляд, мелочи очень важны при оценке интеллектуального развития ребенка. Кроме того, они могут вам рассказать о чертах характера человека, нарисовавшего их.

  • Тонкие и неровные, слабо выраженные линии обычно говорят о том, что их нарисовал чувствительный и ранимый ребенок, обладающий неровным, нетерпеливым и порой импульсивным характером;
  • Нашли штриховка и какие-нибудь каракули внутри ствола? Эти черты свойственны неуверенному и неудовлетворенному жизнью ребенку;
  • На стволе воспроизведен рисунок коры – отличный знак. Он говорит о наблюдательности, пытливости ума, высоком уровне интеллектуального развития. Часто таким детям свойственно хорошее чувство юмора;
  • Крапинки и пятна внутри ствола обычно указывают на сложный период в развитии ребенка. Может быть, он испытывает некое чувство вины. Общий уровень развития, скорее всего, низкий;
  • Если вы обнаружили волнообразные очертания на рисунке, то они свидетельствуют о гибкости ребенка, его хорошей адаптации и позитивном настрое.

Ветви дерева

Переходим к ветвям дерева, которое нарисовал ребенок. По мнению психологов, именно ветви могут дать понять об отношении ребенка с окружающим миром. Здесь будет довольно много различных вариантов, местами вы найдете комбинацию одного и другого. Итак:

  • Ветви, нарисованные прямыми параллельными линиями – позитивность, активность, постоянство;
  • Ветви, расходящиеся в виде лучей – вспыльчивость, нервозность, отсутствие самоопределения, метания в поисках самого себя;
  • Ветви искривлены – риск подверженности чужому влиянию. Однако ребенок, нарисовавший такие ветви, обычно любит играть и веселиться, причем очень трудно заставить его сделать то, что он считает скучным;
  • Линии ветвей расходятся ближе к концам – ребенок обладает высоким самомнением и желанием самоутвердиться в обществе. Кроме того, ему свойственны такие качества, как легкий авантюризм и экспансия;
  • На рисунке сильно выделяется одна ветвь – в этом случае ребенок обладает хорошими творческими способностями, он нестандартно мыслит и отлично импровизирует;
  • Если ветви опущены вниз, то это говорит о меланхоличном темпераменте с глубокими чувствами;
  • Ветви изгибаются – ребенок сдержанный, ответственный, дисциплинированный;
  • Ветви устремляются вверх – ребенок в целом практичный, но иногда может быть вспыльчивым и склонным к авантюризму.

Крона дерева

Оказывается, много информации можно почерпнуть из того, как ребенок нарисует крону дерева. Психологи считают этот элемент рисунка очень важным для определения эмоционального восприятия ребенка.

  • Крона дерева в виде облака – ребенок осторожный, тщательный, обладает хорошим самоконтролем;
  • Крона в виде венчика – ребенок дипломатичный и благоразумный;
  • Крона в виде круга – ребенок самодостаточный и спокойный;
  • Крона с завиточками – такие дети динамичные и жизнерадостные, обладают хорошим чувством юмора. Порой бывают несколько рассеянными;
  • Крона заштрихована либо каракулями – ребенок напряженный, нерешительный и легко поддающийся чужому влиянию. Ему свойственна импульсивность и повышенное чувство тревоги;
  • Плоская крона – ребенок чем-то подавлен, ему нужно на кого-то опереться.

Корни дерева

Этот элемент вы чаще всего не найдете на рисунке, т.к. дети их практически никогда не рисуют. Однако если они оказались на рисунке, а, кроме всего прочего, еще имеется четкая протяженная линия земли, то это говорит, что ребенок чем-то сильно встревожен и чувствует себя незащищенным, нуждается в любви и поддержке, чего-то боится. Об этом же скажут появившиеся на рисунке ограда, подпорки и т.п.

Итог

Итак, с помощью этого теста вы можете спокойно, в домашних условиях, не прибегая к помощи психологов, определить некоторые черты характера своего ребенка, особенности его интеллектуального развития, склонностей и темперамента.

По мотивам книги А. и О. Дружининых «Как развить интеллект Вашего малыша»