Ребенок не умеет проигрывать — что делать?

По большому счету, проигрывать очень неприятно. Но очень часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок настолько усугубляет свои неудачи, что это становится невыносимым для окружающих. Дети, склонные драматизировать, пытаются обвинить во всем обстоятельства, соперников, родителей, но самое главное – в глубине души, они винят себя. За то, что не смогли справиться с ситуацией, за то, что не оправдали чьих-то надежд, за то, что в душе появилось чувство стыда. Совершенно естественно, что все это ведет к неконтролируемым вспышкам гнева и ярости, скандалам и непониманию. Многие родители, к большому сожалению, вынуждены сталкиваться с подобными ситуациями, когда ребенок проявляет при проигрыше резкие, негативные реакции.

Что делать, если ребенок плачет, когда проигрывает

Когда плачет ребенок, сердце родителя всегда неспокойно. Но потакать ему, лишь бы не видеть, как малыш расстраивается, далеко не самый правильный подход. Также ошибочно полагать, что с возрастом поведение ребенка резко изменится. Если с детства вложить в воспитание неправильные основы, при столкновении с реальностями жизни ребенок не только не перестанет плакать, но и будет впадать в депрессию по каждому поводу. Из этих соображений, если вы стали замечать такое поведение, важно вовремя принять правильные меры. Зачастую, необходимо изменить наше собственное отношение к проблемам ребенка, побороть искушение оправдать его и заверить, что кто-то другой виноват в его проблемах. Гораздо важнее научить свое чадо достойно справляться с проблемами.

Как научить ребенка проигрывать

Чтобы ребенок мог в полной мере наслаждаться своими успехами, нужно как можно раньше прорабатывать конструктивное отношение к неудачам. Если вы правильно подойдете к решению этой задачи, то ваш ребенок вырастет с правильным мировоззрением, сможет без труда приспосабливаться к новым условиям и спокойно реагировать на неудачи.

В раннем детстве дети часто чувствуют себя центром вселенной и не видят границ, с которыми им придется столкнуться в дальнейшей жизни. Первое же проигранное соревнование может обернуться катастрофой. Ребенок оказывается не готов к играм в детском саду, когда кто-то из детей может отобрать его любимую игрушку, а рядом не окажется мамы, которая придет на помощь. Школа в таком случае вообще может стать для неприспособленного ребенка адом: у не умеющего справляться с поражениями ребенка соревновательная система может напрочь убить любые амбиции и стремления к достижению целей. Совместные игры с детьми, будь то бег наперегонки либо игра в футбол, при неудачном раскладе отобьют навсегда желание заниматься спортом, да и вообще, любой активности.

loss_2

Конечно, для родителей в такой ситуации самым правильным покажется пожалеть и утешить свое чадо, дать необходимую поддержку и защиту. Однако с этим очень важно не переборщить, так как вступая во взрослый мир ребенок будет остро нуждаться в помощи и, не получив ее (поскольку к тому моменту родители могут решить, что хватит опекать депрессивного подростка), сломается окончательно.

Для детей любая победа – заявление о своей важности, о том, как он полезен и ценен. Поэтому немаловажно помочь ребенку сформировать позитивное мышление. В таком случае необходимость повышения самооценки любыми способами отпадет сама собой. В этом плане важно не требовать от ребенка побед, которые нужны лишь для того, что польстить самолюбию родителей.

Что же предпринять, чтобы ребенок научился проигрывать легко, не впадая при этом в уныние?

loss_3

Прежде всего, необходимо проявить чуткость и внимание к чувствам ребенка. Ни в коем случае не стоит резко высказываться о важных для него вещах или сурово критиковать, а так же требовать того, что льстит лично вам, но никак не лежит в сфере его интересов. Вы должны стать для него другом и партнером, а значит человеком, которому можно доверять, не боясь неожиданной реакции.

Часто так происходит, что дети закрываются от родителей и не хотят обсуждать свои проблемы. В этом случае нужно начать именно с доверия и дружбы с ребенком – они в данном случае очень важны. Вы должны проанализировать собственные действия, объективно глядя на себя со стороны, либо привлечь постороннего, если он поможет вам и укажет на ошибки. Вы должны быть готовы измениться и менять свою линию поведения. Если вы будет упрямо, как это делают дети, требовать, чего же тогда ожидать от ребенка? Займитесь собственной дисциплиной и самовоспитанием, продумывайте ваши беседы с ребенком наперед. Изучите основы психологии, если это требуется. Главное – не бездействуйте. Вы будете злиться, видя, как ваш ребенок проявляет нежеланные для вас реакции на окружающие ситуации, и можете начать вымещать свою злость на нем же. Хотя как раз-таки ребенок ни в чем не виноват.

Научите ребенка играть по правилам. Подберите игры (а настольные игры – один из самых лучших способов отработать этот навык), в которых шансы окажутся равны независимо от возраста. Играйте вместе, а после игры обязательно поговорите о том, что чувствуете и спросите, что чувствует ваш ребенок. Доверие – основа любых взаимоотношений. Постарайтесь внести немного юмора в игру. Это поможет ребенку отнестись к поражению с самоиронией.

Самое главное – быть объективным родителем

Старайтесь хвалить ребенка за то, что действительно заслуживает похвалы. Если ребенок шести лет самостоятельно помыл руки, осознайте – это не достижение. Но если это сделал двухлетний малыш, тут, конечно же, можно похвалить вполне заслуженно.

loss_4

Если пока вы не видите, за что можно объективно похвалить ребенка, сосредоточьтесь не на конкретном действии, а на процессе. Что он узнал? Что для него было самым интересным? Если вы похвалите ребенка не за пятерки, а за умение решать действительно сложные для его возраста задачи, когда он получит двойку, вы сможете сделать акцент на его стараниях и приложенных усилиях, вместо того, чтобы акцентироваться именно на самих отметках. Стоит сказать ребенку, что вы знаете, как он старался и дать понять, что вы это очень цените. Умение не бояться трудностей гораздо важнее циферок в дневнике.

Не нужно обманывать ребенка. Лучше объясните ему, что жизнь такова – кто-то проигрывает, кто-то выигрывает. И это нормально. Важно относиться к проигрышу не как к проигрышу, а как к возможности научиться чему-то еще, ведь при постоянных успехах мы оказываемся в зоне комфорта и расслабляемся, и лишь горечь поражения выведет нас из этого состояния и заставит двигаться вперед. Если ваш ребенок уже подрос, приведите ему в пример высказывание Майкла Джордана: «За свою жизнь я промахнулся много тысяч раз, я проиграл сотни игр, около 30 раз, когда команда доверяла мне последний бросок, решающий судьбу матча, я промахивался… Я терплю поражения день за днем – и именно поэтому я ЧЕМПИОН!»

loss_5

Возьмите за правило обсуждать с ребенком произошедшее. Он должен знать, что неудача – это не конец, это не постыдно, и никто его не осудит. Высказывание «не ошибается лишь тот, кто ничего не делает» появилось не на ровном месте, как и все русские пословицы и поговорки. Концентрируйте внимание на поиске решений, а не на самой проблеме. Делайте акцент на возможностях, а не на проблемах. В конце концов, дети – наше отражение.

Ну и напоследок добавим. Если ваш ребенок не умеет проигрывать, концентрируйтесь на достоинствах, а не на недостатках, и увидите, как недостатки со временем исчезнут под давлением положительных качеств.

Любите их такими, какие они есть!