Ребенок стесняется. Чем могут помочь родители?

Ребенок стесняется при других людях, прячется, когда приходят гости, замыкается в себе? Многие родители сталкиваются с этой проблемой, искренне не понимая, почему их малыш – такой веселый и игривый дома с родными, теряется с появлением новых, даже знакомых людей, опускает голову и краснеет.

Детская застенчивость часто проявляется у детишек в возрасте до 5 лет. В большинстве случаев стеснительность проходит у ребенка в процессе взросления, когда расширяется его круг общения, появляются новые друзья, с которыми ему нравится играть и общаться. Переживания родителей можно понять. Они волнуются, что, становясь старше, их малыш будет вести себя неуверенно, избегать инициативы, закрываться в своем внутреннем мире. Более того, часто застенчивые дети получают серьезные психологические травмы от нечуткого и даже резкого обращения взрослых: «Что же ты боишься! Спой нам песенку (расскажи стишок, станцуй — возможны вариации), ведь ты же ее хорошо выучил дома с мамой! Давай, не стесняйся!».

stesnenie-3

Ребенок пугается такого напора, слова выученной назубок песенки, которая так хорошо звучала дома, вылетают из головы, и он хочет спрятаться от пристального внимания. Такие моменты в детстве происходят со многими детьми, и родителям важно вовремя их заметить, поговорить с ребенком, помочь нейтрализовать ситуацию и наладить контакт с другими детьми и взрослыми.

Помощь детям. Выясняем причины застенчивости

Современная жизнь, глобализация общества, зашкаливающий темп жизни безусловно влияют на семейные отношения, на психику не только взрослого человека, но и ребенка. У ребенка повышается уровень тревоги, чувство опасности, неуверенность в своих силах, появляется чувство собственной неполноценности. В силу своей наблюдательности и открытости ребенок впитывает это из мира взрослых, наблюдая модель поведения домочадцев, близкого окружения, других детей. Вопрос застенчивости и, как следствие, создание ею жизненных сложностей при взаимодействии с людьми занимает ведущее место в современных педагогических и психологических исследованиях. Этот вопрос очень актуален. Проведенные социологические опросы показывают шокирующие цифры: более 80% опрошенных причисляют себя к застенчивым людям. Многие из них получили в детстве психологическую травму при резком и нередко бесчувственном отношении взрослых, причем те самые взрослые даже не задумывались, что случайно брошенным словом или комментарием можно легко напугать или обидеть ребенка и оставить глубокий отпечаток в его душе на всю дальнейшую жизнь.

Причин для застенчивости у маленького человечка может быть множество – новые знакомства в песочнице, привыкание к детскому саду, где все еще такое незнакомое, приход гостей домой, а также множество других непривычных ситуаций, с которыми ваш малыш сталкивается впервые и не знает, как поступить. Со стеснительностью проще бороться на ранних этапах, поэтому родителям необходимо начать разбираться в истоках проблемы как можно раньше.

Ребенок, взрослея, начинает общаться с внешним миром и попадает в стрессовые ситуации. Ведь дома он чаще всего в центре внимания, аккумулирует большую часть любви домашних, ему рады, его любят. Однако за пределами дома он далеко не всегда получает позитивные посылы со стороны незнакомых людей, поэтому ему нужно помочь понять, пережить и преодолеть данную ступень. Легче это удается сделать детям, начавшим посещать ясли с более раннего возраста или детям из многодетных семей. Ребенку крайне необходимы выражения любви, поддержка и одобрение окружающих людей.

Кроме того, часто причиной застенчивости ребенка является страх. Бывает так, что кто-то мог высмеять или обидеть ребенка за его открытость или эмоциональность, нанеся тем самым ему глубокую травму.

Рассматривая в комплексе проблему застенчивости у детей младшего возраста, специалисты выделяют следующие критерии:

  • эмоциональное неприятие, испытываемое ребенком при контакте   с чужими людьми. Это проявляется в нежелании смотреть в глаза, низком тихом голосе, безмолвности или бессвязной запутанной речи, в крайних случаях – частое моргание, нервный тик;
  • страх всевозможных выступлений при большом скоплении окружающих, впадение в ступор перед совершением незначительных поступков. Проявляется в уклонении от контактов, замыкании в себе;
  • чрезмерная разборчивость при общении. В данном случае ребенок хорошо общается с родными и друзьями, однако испытывает сложности при общении с малознакомыми людьми

Ребенок нуждается в помощи родителей

Как поговорить с ребенком и помочь ему преодолеть стеснительность? В борьбе со стеснительностью незаменима помощь родителей. Именно в этот момент родителям есть над чем поработать, если они желают избавить ребенка от чрезмерной застенчивости. Психологи рекомендуют выполнить следующие шаги.

stesnenie-2

  1. Нужно начать с доверительного разговора с ребенком, лучше одному из родителей, тому, с которым ребенок более открыт и которому больше доверяет. Разговор должен проходить на благоприятном эмоциональном фоне, в знакомой и комфортной обстановке. Не припоминайте в разговоре его прошлые «грешки», промахи. Особое внимание следует обратить на ситуации, где наиболее ярко проявляется застенчивость. Попытайтесь разобрать ситуацию и понять, что привело вашего малыша к этим поступкам, что он чувствовал в данный момент. При разговоре приободряйте его, сочувствуйте, выражайте слова поддержки. В конце разговора необходимо привести положительный пример, выразить любовь и готовность помочь совместно решить проблему.
  2. Получив информацию, Вы сможете ее проанализировать (самостоятельно либо с участием ребенка), разобрать «по полочкам» всех участников проблемных ситуаций. Ситуации могут быть самыми разнообразными – агрессивность ребенка по отношению к незнакомым людям, замкнутость при необходимости прочитать небольшой стишок, «ступор» при знакомстве с детьми и множество других. Ребенок может замыкаться не со всеми людьми, а только с определенным типом людей, вызывающим у него неприятие. Обязательно следует проанализировать свое поведение, ведь часто дети копируют именно поведение родителей, воспроизводят в социуме алгоритм их действий, считая это стратегию оптимальной и правильной.
  3. Стеснительность детей – это естественно, это особенности детской психики. Но иногда ребенку нужно помочь скорректировать поведение. Родители являются примером и авторитетом для детей. Именно поэтому Вы те люди к кому ребенок послушается. Пройдите с ребенком смоделированные ситуации на основе его страхов. Покажите пример прохождения с позитивным исходом. Смоделируйте шаблон поведения в такой ситуации. Часто ребенок имеет заниженную самооценку, поэтому необходимо как можно чаще его хвалить, давать положительную оценку его действиям. Закомплексованного ребенка не стоит ругать в общем, за все (в принципе, это справедливо и по отношению к другим детям). Можно мягко выражать недовольство за конкретные поступки, делая упор на свои чувства, недовольство. Такая модель более эффективна, она не унижает чувство достоинства ребенка.
  4. Необходимо в дальнейшем культивировать в ребенке более высокую самооценку. Уважайте его мнение, помогайте развиваться в тех областях, где он успешен.

Проблема адаптации детей в обществе актуальна всегда. Малышу, особенно в ранний период, крайне необходима помощь родителей, воспитателей, психологов. Эта задача разрешима, если вовремя обозначить проблему и начать над ней работать.

Выводы

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что застенчивость – это черта характера, приобретенная вследствие отрицательного отношения со стороны общества, проявляющаяся в тревожности, неуверенности, сложности в общении с другими людьми. Для преодоления застенчивости ребенка перед родителями стоит задача создания определенных организационных, психологических, воспитательных условий, направленных на формирование навыков поведения, умения взаимодействия с другими детьми и другим окружением. Основную ответственность несут родители. Они – пример для ребенка, авторитет, в жизни показывают пример для подражания. Постарайтесь мягко подталкивать и направлять ребенка в общении со сверстниками, заинтересовать его играми или занятиями в творческих кружках и спортивных секциях. В процессе развития себя через хобби и интересные занятия ваш малыш сможет с помощью ровесников и преподавателей, оценить себя и свои способности в новых сферах деятельности и станет более открытым для общения с окружающим миром.

stesnenie-4