Режим дня ребенка. От детского сада к школе

При появлении на свет каждый ребенок имеет определенные биологические ритмы — «биологические часы». Задача родителей, педагогов, тренеров состоит в формировании оптимального графика, системы жизни, позволяющего ребенку быть успешным в разнообразных областях деятельности на протяжении всех жизненных периодов.

Формирование режима ребенка начинается с раннего детства при воспитании дома, затем следует детский сад, общеобразовательная школа и обучение ребенка в системе дополнительного образования (в основном дети выбирают обучение в спортивных школах, танцевальных студиях, творческих кружках).

Распорядок дня – емкое понятие, состоящее таких элементов, как сон, отдых, активная деятельность (учеба, занятия спортом, питание). Приучать ребенка распоряжаться своим временем важно с раннего детства, планируя его день. Привыкая к определенному графику, ваш малыш легче сможет освоиться в школе, будет успевать делать уроки и посещать дополнительные занятия в кружках и спортивных секциях, найдет время для игр с друзьями и самое главное – будет успевать отдыхать. В этой статье мы постараемся рассмотреть подробно этот вопрос и дать некоторые рекомендации.

rezhim_dnja-1

Режим дня ребенка: как плавно и правильно приучить ребенка к режиму дня

Давайте разберемся, почему так важно подобрать ребенку правильный распорядок дня? Этот вопрос заботит родителей, задумывающихся о будущем своего ребенка. Детский организм живет в течении суток в разном темпе. За этими процессами стоят биологические ритмы, которые формируются и «настраиваются» в возрасте до пяти лет. Построение режима дня с учетом биоритмов ребенка поможет правильно организовать его режим дня. Учитывая биоритмы, родители легко приведут в соответствие детский сон, физическое развитие ребенка, выберут оптимальные часы для его интеллектуального развития, а также закаливания, спорта и отдыха.

Как же спланировать правильный режим дня? Составлять режим нужно аккуратно, не перегружая ребенка, стараясь не сбить его биологические ритмы. Здесь нужно учитывать многие факторы: возраст, состояние здоровья, удаленность детского сада, спортивного и другого заведения дополнительного образования от места проживания и даже климатические условия. Наличие родственников, способных оказать посильную помощь в воспитании, также важно: если родителям нужно в 7.00 выходить из дома на работу, и при этом есть кто-то, кто может накормить завтраком, собрать и отвести ребенка в сад к 8.30, то можно будет дать ему поспать лишний час.

Неравнодушные родители читают множество пособий, специальных рефератов и прочих трудов, посвященные данной теме, в надежде найти идеальный график. Но все дети разные, и мы уверены, что невозможно найти готовый план именно для своего ребенка, его придется разрабатывать самостоятельно.

rezhim_dnja-4Распорядок должен быть максимально сбалансирован. Можно воспользоваться общими рекомендациями по его составлению. Так, просыпаться необходимо за 1,5 – 2 часа перед началом активной деятельности. Подходящее время для подъема – 7.00 – 7.30. Затем следует выполнить определенные действия: проветрить комнату, пройти все необходимые гигиенические процедуры, сделать утреннюю зарядку, позавтракать, собраться. Крайне желательно, чтобы утро ребенка начиналось с утренней зарядки – это поможет ему приобщиться к здоровому образу жизни, прогнать сонливость, привести организм в тонус. Утренняя гимнастика отлично настроит ребенка на активное начало дня. Она должна стать регулярной. Создайте в детской комнате спортивный уголок, оснастите его удобным и безопасным инвентарем, подберите музыку, сами составьте ребенку компанию в виде тренера или партнера по занятиям. Будет здорово, если в мероприятии примет участие вся семья, и это станет семейной традицией.

Завтрак обязательно должен быть сбалансированным, горячим и сытным. Оптимальны для завтрака молочные продукты, разнообразные каши. Через пару-тройку часов после завтрака можно организовать легкий перекус в виде кефира с булочкой или какого-нибудь фрукта (яблока, банана, апельсина). Обед и ужин следует проводить в определенное время — со временем желудок к этому часу начнет вырабатывать желудочный сок, и организм будет готов к приему пищи, что очень положительно скажется в целом на пищеварении. В обед должно быть включено какое-нибудь жидкое блюдо (суп, борщ, уха и т.п.) и второе. Нелишним будет через 2 – 3 часа после обеда устроить еще один легкий перекус. Ужинать следует не позднее, чем за 2,5 – 3 часа до сна, при этом из вечернего приема пищи следует исключить жареное, жирное или острое.

Если позволяет погода, то небольшая спокойная прогулка после ужина перед сном будет очень кстати. Ложиться спать детям следует в тишине, в хорошо проветренной комнате. Сон ребенка 5 – 6 лет в общем должен составлять 11 часов ночью и 2 часа днем. Перед сном он должен принять душ, почистить зубы, сходить в туалет, а родителям следует прочитать ему недолгую сказку или рассказ. Желательно как можно раньше научить ребенка самостоятельно выполнять гигиенические процедуры перед сном и после. Ребенок, вследствие своих возрастных особенностей, засыпает медленнее и реагирует на любой посторонний шум, внешний свет, поэтому нужно обеспечить тишину и покой. Необходимо, чтобы ребенок всегда засыпал и просыпался в одно и то же время, это поможет быстрому засыпанию и пробуждению без недовольства.

В возрасте 5 – 6 лет необходимо включать в режим ребенка как можно больше подвижных игр. Особенно хорошо, если они будут проходить на свежем воздухе. Режим активных игр стоит чередовать с интеллектуальными играми, играми на развитие мелкой моторики.

Распорядок дня школьника: выстраиваем режим дня правильно.

Детский сад позади, начинается школа, нагрузка на детский организм вырастает многократно. Именно правильный режим дня поможет правильно распределить активную деятельность и отдых. Каким же должен быть режим дня младшего школьника?

Сегодня первоклассники и их родители испытывают огромные нагрузки: инновационные педагогические методики, портфолио с первых дней обучения, участие в социальных акциях, мероприятиях и т.д. Для выполнения всего запланированного объема часто дети ложатся спать в 23 часа и позже. Именно поэтому режим ученика начальных классов должно быть досконально расписан: учеба в школе, выполнение домашних заданий, прогулки, время на прием пищи, чередование работы и активного отдыха, сон. Родители, составляя распорядок дня своего ребенка, должны учитывать особенности физического развития в разные периоды. Так, у детей 6 – 7 лет наблюдается высокая чувствительность к внешнему воздействию и быстрой утомляемостью при нагрузках, поэтому сон имеет особое значение для младшего школьника. Ребенок начальных классов должен спать не менее 9 – 10 часов в сутки, рекомендуемое время – с 21.00 – 21.30 до 7.00 – 7.30. Недосып быстро скажется на самочувствии и здоровье ребенка, поэтому родители должны обеспечить необходимую продолжительность сна.

Питание ребенка 7 – 8 лет должно быть не менее 4 раз в день, желательно через каждые 4 часа. Утром – горячий калорийный завтрак. Обед – в определённое время, обязательно с первым блюдом. Ужинать ребенок должен не менее чем за 1 час до сна.

Распорядок дня нужно составлять вместе со своим ребенком, рассматривая с ним каждый пункт, так как выполнять и следовать установленному режиму придется именно ему. Важно помнить, ребенок может приступить к выполнению домашнего задания хорошо отдохнув, поэтому не следует сразу же после школы сажать его за уроки.

Дополнительное образование: спортивные секции, кружки, хобби. Как все успеть?

Особое место в режиме детей занимает занятость детей в системе дополнительного образования. Этому обязательно следует уделить внимание, поскольку школа зачастую не полностью учитывает интересы детей к той или иной области – спорту, искусству, технике и прочему. Часто родители отдают предпочтение спорту, поэтому остановимся на этой теме подробнее. Здесь нужно четко понимать, что родители ожидают от ребенка в будущем. Если они ждут просто укрепления здоровья и повышение дисциплины – это одно. Однако если они связывают дальнейшую жизнь ребенка со спортом (безусловно, ребенок и сам должен этого хотеть) – это совершенно другое.

Отдавая предпочтение здоровью, родителям стоит обратиться в спортивные секции, целью которых является укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни. Такие дети будут заниматься по стандартным программам, разработанным для массовых групп. Особая тема – спорт высших достижений. Подготовкой будущих чемпионов занимаются специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (аббревиатуру СДЮШОР помнят многие, кто родился и вырос в советское время). Обычно в них зачисляют способных детей, прошедших тестирование по общей физической подготовке с 8 – 10 лет. Исключение составляют гимнастика и фигурное катание – в данные школы дети зачисляются с 4 – 5 лет.

Для обеспечения наиболее оптимального режима дня на базах общеобразовательных школ создаются спортивные классы по видам спорта. В них дети обучаются по общеобразовательным программам и проходят обучение по дополнительным программам спортивной подготовки. В таких классах дети получают сбалансированное питание, проходят периодическое медицинское обследование. Режим учебы, тренировочный процесс, время отдыха и выполнения домашних заданий сведены в общий распорядок. Это очень сложная, объемная работа. Хорошо, когда есть тренеры, способные в тесном контакте с родителями идти от групп начальной подготовки к группам высшего спортивного мастерства. Однако зачастую родителям приходится большинство организационной работы проводить самостоятельно.

Если же приоритет в развитии ребенка отдан направлению искусства (музыка, рисование, танцы) или иностранных языков, то при планировании распорядка дня следует обязательно учесть посещение соответствующего заведения (музыкальной или художественной школы, танцевальной студии, языковой школы и пр.). Следует знать, что там тоже задают домашнее задание, поэтому придется заниматься не только по программе общеобразовательной школы, но и по программе выбранного заведения.

Возраст 5 – 10 лет очень важен для ребенка как возраст становления взрослой личности. В эти годы дети проходят несколько переходных периодов: дошкольное воспитание (детский сад), обучение в общеобразовательной школе, занятия в системе дополнительного образования (спортивное, интеллектуальное, творческое направление и т.д.). Перед родителями стоит важная задача помощи ребенку в выборе приоритетов. Не нужно выбирать за ребенка, нужно помочь ему увидеть то, что ему понравится и развивать это. Однако в любом случае стоит помнить, что 90% успеха состоит в грамотном планировании режима дня ребенка, ведь умение правильно планировать свой день скажется на всей его дальнейшей жизни.